Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, автоматизация звука [С] в слогах и словах.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. доска, звучащий мяч, картинки для составления предложений, колонка, записьпьесы П. И. Чайковского «Подснежник», запись фонограмы «Летка» контейнер с полосками и фишками, мяч, тетрадь№1 на каждого ребенка, контейнер с карандашами на каждого ребенка.
Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения «Клен». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с воспитателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март». Изготовление разноцветных бумажных корабликов с воспитателями.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: (у логопеда в руках солнце без лучиков) Ребята, посмотрите, что то солнышко грустное, как вы думаете, почему?
Дети: у солнышка потерялись лучики.
Действительно, как же развеселить нашу гостью?
Дети: Давайте найдем солнышку лучики.
Логопед: В волшебной стране можно найти лучики, выполнив задание. Ребята, вы готовы отправиться в путешествие за солнечными лучиками?
Дети: Да
Логопед: предлагаю встать в круг и полететь на воздушном шаре в волшебную страну. (дети встают в круг). Нам нужно надуть воздушный шар. Чем же его можно надуть?
Дети: Насосом
Логопед: замечательно! А Какую песенку поет насос?
Дети: С-С-С
Логопед: предлагаю взять насосы (дети имитируют работу насоса).
Логопед: Молодцы!, чтоб воздушный шар полетел нужен ветерок, давайте подуем, но не забывайте, что вдох через нос, а выдыхаем ртом. Посмотрите, вот мы оказались в волшебной стране.
Логопед: предлагаю развеселить солнышко веселой артикуляционной гимнастикой под музыку
2. Артикуляционная гимнастика с элементами нейроупражнений. (под фонограмму «Летка»)
« Слизываем варенье» (И.п. кисти перед собой. Нна каждый такт кисть направляем на себя)
«Лошадка» ( Щелчки руками)
«Блинчик» ( руки за спиной)
Молодцы, хорошо справились с заданием , за это у нас появляется лучик!
3.Совершенствование грамматического строя речи
(тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник». )
Логопед.
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет.
Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!
Давайте образуем слова одной семейки от слова капать. Садитесь на коврик. Поиграем в эту игру со звучащим мячом. Логопед по очереди катает мяч детям.
Логопед. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала?
Дети. Капли.
Логопед. Что начинается на припеке с крыш ранней весной?
Дети. Капель.
Логопед. Как можно назвать маленькую каплю?
Дети. Капелька.
Логопед. Если капли капают, какие они?
Дети. Капающие.
Логопед. Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать.
Дети. Капать, капля, капель, капелька, капающие.
Логопед. Молодцы! Вы отлично справились с заданием и получаете лучик.
4. Совершенствование навыка слогового анализаслов. Упражнение «Раздели на слоги».
Логопед. Ребята, продолжаем наше путешествие?
Дети: Да.
Логопед: Проходите за столы. У каждого на столе есть картинка . Назовите название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.
Дети: Сол-ныш-ко. Три слога.
Со-суль-ка. Три слога.
Под-снеж-ник. Три слога.
Грач. Один слог.
Логопед. Замечательно. Я горжусь вами! И еще один лучик в нашей копилке.
5. Развитие синтаксического стояречи (составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ)
( На доске появляется картинка)
Логопед. Составьте предложения о своих предметах. В предложении обязательно скажите, какие у вас предметы. Думаю, что картинка вам поможет.
Дети: Весной светит яркое солнышко.
На крышах появляются длинные сосульки.
На проталинках расцветают первые подснежники.
Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Логопед. Какие же вы молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать? ( на экране появляются картинки-помощники)
Дети: Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Логопед. Умница! Кто еще хочет составить рассказ?( ответы детей
Логопед: У тебя получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна, и всю неделю мы будем говорить о ее приметах. Посмотрите, как солнышко улыбается, получая лучики.
Давайте вместе с солнышком поиграем . Нейроупражнение « Дорожка»( на столе расположены чередуя один красный круг, затем 2 синих и т.д)
Посмотрите какая длинная дорожка ведет к следующему заданию. Правило такое: если вы находитесь около красного круга, то стучите двумя ладошками по столу один раз и проговариваете слог СА, а как подойдете к двум синим кругам, то хлопайте в ладоши два раза, проговаривая слоги СО,СО.
Логопед: Молодцы! Заслужили еще один лучик!
6. Совершенствование навыка анализа предложения. Упражнение -«Выложи схему».
Логопед. Давайте сосчитаем слова в предложении, которое составила Даша, и выложим его схему. Перечислите слова по порядку.
Дети. Весной, светит, яркое, солнышко. В предложении четыре слова.
Логопед. Выложите схему. Дети выкладывают схему.
Логопед. Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с «трубой»?
Дети. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, «труба» и обозначает большую букву.
Логопед. Верно. Молодцы! Разберите схемы. И у нашего солнышка еще один лучик.
6. Координация речи с движением.
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвет в клочки.
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку.
И едва растает снег,
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех.
Дети стоят, повернувшись лицом в
круг. Выполняют 4 прыжка на носоч
ках, держат руки на поясе.
Руки вверх. Наклоны туловища влево-
вправо.
Руки перед грудью. Локти опущены
вниз. Разжимают кулачки. 4 прыжка.
Наклоны влево-вправо.
Поворачиваются лицом друг к другу.
Протягивают друг другу правые руки.
Рукопожатие.
Молодцы! Сколько уже заработали лучиков.
7. Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках.Игра с мячом «Приметы весны».
Логопед приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает.
Бросает мяч стоящему рядом ребенку.
Дети . На солнце снег начал таять.
Бросает мяч следующему ребенку.
Дети . Появились первые проталинки вокруг деревьев.
Бросает мяч следующему ребенку.
Дети На проталинках зазеленела травка.
Бросает мяч следующему ребенку.
Дети . Побежали веселые ручейки.
Бросает мяч следующему ребенку.
Дети . Ночи стали короче, а дни длиннее.
Логопед: Молодцы, Заслужили еще один лучик.
8. Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики. Работа в тетради №1.
Логопед: ребята, у нас осталось последнее задание проходите за стол.
Логопед. Откройте тетради. Посмотрите, что нарисовал для вас художник, и отгадайте загадку:
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
Дети. Это сосулька.
Логопед. Правильно. Обведите нарисованную сосульку голубым карандашом и раскрасьте ее, а потом обведите и раскрасьте любым карандашом крышу, на которой она висит.
Логопед: Молодцы ребята. Вы заслужили последний лучик. А нам пора возвращаться в детский сад. Предлагаю встать в круг, взять воздушные шары, подуть и закрыть глазки.
Логопед: но вот мы оказались в детском саду. Солнышко говорит вам спасибо и дарит вам вот такие весенние цветочки.
9. Рефлексия. Ребята, давайте вспомним что интересного было на занятии?
Что было сложно? В какие игры мы играли? Занятие окончено.