Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Овощи. Огород» в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию навыков связной речи
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Овощи. Огород» в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию навыков связной речи
активизация и актуализация словаря по теме «Овощи. Огород», обогащение экспрессивной речи словами-признаками, словами-действиями по теме, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, относительных прилагательных, согласование числительных с существительными), совершенствования навыка рассматривания картины, составление и распространение предложений по вопросам логопеда, совершенствование навыка анализа предложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Овощи. Огород» в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию навыков связной речи»
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Овощи. Огород» в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию навыков связной речи
Цель: расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемой темы, формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: активизация и актуализация словаря по теме «Овощи. Огород», обогащение экспрессивной речи словами-признаками, словами-действиями по теме, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, относительных прилагательных, согласование числительных с существительными), совершенствования навыка рассматривания картины, составление и распространение предложений по вопросам логопеда, совершенствование навыка анализа предложений.
Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики, мышления.
Воспитательные: формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности; формирование понятия о дружбе, взаимопомощи, помощи взрослым в огороде и на кухне.
Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие – совершенствование умения воспринимать предметы окружающей действительности посредством органов чувств, выделять свойства и качества (овощи разные по цвету, форме, запаху, вкусу); совершенствование навыков количественного счета.
Художественно-эстетическое развитие – развитие интереса к художественной литературе и чтению; развитие чувства ритма.
Речевое развитие – формирование лексико-грамматических категорий и связной речи, расширение активного словаря.
Социально-коммуникативное развитие – развитие дружеского отношения к сверстникам, желания помогать маленьким и слабым, воспитывать уважительное отношение к труду, желания помощи взрослым по хозяйству.
Физическое развитие – продолжать формировать правильную осанку при работе за столами, развитие координации речи с движением.
Используемые медиа-объекты: музыкальное сопровождение (фрагменты, стихотворения, картинки, презентация с использованием видео «Сеньор-помидор»)
Оборудование:
Муляжи овощей и фруктов; кастрюля; пакет томатного сока; салатница; картинный материал с изображением овощей; полоски для анализа предложений; су-джок на каждого ребенка; телевизор с возможностью просмотра презентации; видео «Сеньор-помидор» с участием воспитателя; магнитная доска и магниты для крепления наглядных пособий; синквейн в виде замка; изображение Чиполлино на большом ватмане для раскрашивания.
Предварительная работа c интеграцией образовательных областей:
Продолжение во время прогулки наблюдений за осенними изменениями в природе
Посев лука-севка на опытном участке
Разучивание пальчиковой гимнастики с использованием су-джока «Овощи»
Чтение сказки Дж. Родари «Чиполино»
Сюжетно-ролевая игра «Повара» (обучение использованию относительных прилагательных)
Словарная работа: активизация лексического запаса по теме «Овощи», пополнение активного словаря уменьшительно-ласкательными существительными, относительными прилагательными, глаголами, обогащение речи сложными словами («овощевод», «белокочанная»).
Используемые методы:
наглядный (работа с муляжами, иллюстрации, презентация)
словесный (беседа)
практический (составление схемы предложения)
Организационный компонент.
В соответствии с СанПиН (продолжительность ООД, соответствие мебели, освещенность помещения, проветривание) и здоровьесберегающими технологиями (безопасность ИКТ, смена видов деятельности, эмоциональный настрой детей).
Сюрпризный момент: создание музыкального фона, видео с героем сказки «Чиполлино» (сеньор-помидор) в роли воспитателя группы.
Взаимодействие с детьми.
Вводная часть (создание нужного психологического настроя на занятии)
Здравствуйте, дети! Давайте с вами поиграем. Я превращаю вас в маленькие семена, присядьте. Теплое солнышко пригревало их, дождик поливал, они росли и стали растениями (Дети показывают, как семена росли) Медленно поднимите руки, растения тянутся к солнышку. Вдохните. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Выдохните. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, снова тянутся к солнышку. Молодцы, ребята, я думаю вы готовы отправиться в сказку и будете внимательно меня слушать.
Основная часть
Знакомство с жителями сказочного города (актуализация словаря, формирование обобщающего понятия)
Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Мы попали в чудесный город, где живут интересные жители. Но кто-то запер их в бассейне с фасолью. Давайте спасем их и расспросим, что приключилось. (Дети подходят к бассейну, опускают руку и достают один из овощей, называют его: морковь, огурец, перец, помидор, лук, картофель, свекла, капуста) Молодцы. А как мы назовём их одним словом? Правильно, это овощи.
«Кто больше? » (обогащение экспрессивной речи словами-признаками)
Логопед: Жителям было бы очень приятно, если бы вы назвали их отличительные слова-признаки. Ведь все овощи разные и по форме, и по цвету, по вкусу, запаху. Назовите как можно больше слов-признаков, а я отмечу, кто у нас самый активный в группе. Старайтесь не повторяться и называть разные слова-признаки.
Логопед: Вы узнали герои какой сказки присутствовали на слайдах? («Приключения Чиполлино» Джанни Родари)
На слайде видео-сюрприз (воспитатель в костюме сеньора-помидора):
«Я – синьор помидор
С кожею атласной
И вступать со мною в спор овощам опасно!
Захватил я Чиполлино и доволен буду,
что ребята целый год останутся без лука!»
Логопед: Теперь понятно, кто вредит овощам. Ребята, вы же настоящие друзья?! Я думаю надо выручать Чиполинно из беды. Сеньор-помидор знатный овощевод. То есть кто это, ребята? (Тот, кто разводит овощи). Он согласен отпустить Чиполлино, если мы поможем ему собрать урожай и приготовить обед. Согласны?
Физкультминутка «Убираем урожай» (координация речи с движением, подбор слов - действий)
В огород мы идём, что поспело, уберём!
Мы картошки накопаем,
Мы морковки натаскаем
Срежем мы, кочан капусты.
Очень сочный очень вкусный.
Урожай мы собираем
Все движения выполняем и называем слова-действия.
Логопед показывает картинки, а дети называют слово-действие и изображают его.
Картофель – выкапываем,
Лук, морковь – выдёргиваем,
Капусту – срезаем,
Помидор, огурец — срываем.
Свёклу — выдёргиваем,
Перец, баклажан – срываем,
Тыкву – срезаем,
Репку – выдёргиваем.
«Посчитай» (согласование числительных с существительным)
Логопед: Сеньор-помидор просит посчитать, сколько урожая помидоров мы собрали. Считаем: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Молодцы, ребята!
«Отбери овощи» (развитие мышления, формирование обобщающего понятия «овощи»)
Мы собрали урожай и теперь нам нужно приготовить обед. Но на складе сеньор-помидор все перемешал. Подойдите и возьмите каждый по одному овощу, а фрукты оставьте на столе. (У каждого ребенка в руке по овощу). Посмотрите, правильно ли вы выполнили задание?
«Приготовь обед»
Логопед: Ребята, а как мы можем приготовить овощи? Давайте вспомним слова-действия: чистить, резать, солить, тушить, жарить, мариновать, варить, тереть, выжимать сок.
Давайте поиграем в поваров и приготовим сок, суп и салат (ребенок называет блюдо и кладет в кастрюлю, салатницу свой овощ).
- Женя, если основной овощ для приготовления супа будет свекла, то суп будет какой? – Свекольный. А суп из всех овощей? – Овощной.
Суп: луковый, чесночный, картофельный.
Теперь готовим салат. Из огурца – огуречный, из капусты – капустный, из моркови – морковный.
А сок приготовим из помидоров, он будет? - Томатный.
Молодцы! Садимся за столы.
Ребята возьмите по ежику (су-джок)
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,
Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец.
Дети одевают колечко на пальцы, начиная с мизинца.
Наша Зина – молодец!
Показывают большой палец.
Продуктивная деятельность (составление предложений по вопросам логопеда , составление схемы предложения)
Логопед: Ребята, Сеньор-помидор приготовил для нас еще одно задание.
Посмотрите на картину и ответьте на мои вопросы полным красивым предложением.
- Что растет в огороде? - В огороде растут овощи.
- На чем растут овощи? – Овощи растут на грядках.
- Кто ухаживает за грядками? – За грядками ухаживают дети, огородники.
- Что делает Петя? - Петя поливает лук.
Давайте сделаем это предложение более длинным и красивым. Какой лук поливает мальчик?
- Петя поливает зеленый, вкусный, полезный лук.
- С какой морковью Витя рыхлит грядку? (Витя рыхлит грядку с крупной, сладкой морковью)
Составим схему предложения: «Витя рыхлит грядку». Слово мы обозначаем одной полоской. Вспоминаем правило, что в конце предложения ставится…. точка.
Сколько слов в предложении? Какое первое? Какое последнее?
Заключительная часть:
Рефлексивный компонент:
– Ребята, какие Вы молодцы! Сеньор - помидор показал нам, где спрятал Чиполлино, но забыл оставить ключи. Чтобы открыть дверь, нам нужно вспомнить все, что мы проходили сегодня на занятии и составить синквейн к слову «Помидор».
Помидор
Сочный, вкусный.
Режут, маринуют, едят.
Я люблю аппетитный помидор.
Полезно.
Молодцы. Вы освободили Чиполлино! Можете раскрасить его вместе с воспитателем вечером и нарисовать рядом ваши любимые овощи.
Список использованной литературы:
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. – Изд.: «Скрипторий 2003», 2014 г.
Зажигина О.П.: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.– Изд.: Детство-Пресс, 2016 г.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Спб.Изд.: Детство-Пресс, 2008 г.