Просмотр содержимого документа
«Конспект по речевому развитию : рассказ Чарушина "Воробей"»
Конспект по речевому развитию Чарушин «Воробей»
Ход непрерывно – образовательной деятельности 1.Организационный момент : В: Каждый день – всегда везде, На занятиях, в игре Громко, чётко говорим Никуда мы не спешим, Если хочешь ответить –не шуми, только руку подними! Все на месте? Всё в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Д: Да! В: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Скажите мне, каких птиц вы видели на улицах? Д : Голубь, ворона, воробей и т. д. В : Угадайте, про кого я загадаю загадку. Маленький мальчишка В сером армячишке Собирает крошки, Он боится кошки Д: Воробей! В: Верно, а как можно назвать детёныша воробья? Д: Воробышек, воробьишко. В : Один замечательный писатель, Евгений Чарушин, написал очень интересное произведение о таком маленьком воробушке, хотите узнать что с ним приключилось? Д : Да! 2 .Основная часть : Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей» Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает:
Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик! И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет. — Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий! А папа говорит: — Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда. Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком. Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит. Тогда Никита сказал: — Я научу его летать и выпущу. Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить. — Ты крыльями вот так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать. А воробей ускакал под комод. Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей! Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал. — Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю. Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь — свалился. Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил. Воробей через кирпич перелетел. Через пенёк перелетел. И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился. А на следующий день он и через забор перелетел. И через дерево перелетел. И через дом перелетел. И совсем от Никиты улетел. Вот как здорово научился летать!
Физминутка «Воробьи» Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят (дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево) Погулять они хотят и тихонечко летят.(встают, взмахивают руками) Увидали крошки, поклевали немножко(присаживаются на корточки и стучат пальчиками) Вдруг увидали кота, разлетелись кто куда!(разбегаются по группе, машут руками) Полетели, полетели и на стульчики сели. (садятся на свои рабочие места) В: Ребята, что мы с вами прочли: стихотворение, рассказ или сказку? (Рассказ) Кто мне скажет о чём он?(Ответы детей) В : А как ещё можно назвать этот рассказ?(Ответы детей) В :Каким воробей был в рассказе – опишите его?(Ответы детей) В : В рассказе автор сравнивает воробья с шариком. Послушайте как мягко и нежно звучит «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком. Как воробушек попал к Никите?(Ответы детей) В : Зачем мальчик забрал птицу домой?(Ответы детей) В : Хорошо ли воробью было в доме у мальчика?(Ответы детей) В : Для чего Никита стал учить воробья летать?(Ответы детей) В : Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья?(Ответы детей) В : Воробышку хорошо жилось в доме у мальчика. Может надо было его оставить, не отпускать?(Ответы детей) В : Вспомните, как расстались воробей и Никита?(Ответы детей) В : Что чувствовал Никита при расставании?(Ответы детей) В : Ребята, а теперь давайте мы с вами попробуем пересказать этот рассказ. Он большой, поэтому мы его разделим на части. Первую часть назовём : «Встреча Никиты и воробья» .Вторую часть назовём : «Как воробей жил у мальчика». Третью часть назовём : «Расставание друзей». Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ. Пересказ рассказа детьми. 3.Заключительная часть : В : Вот и подошло к концу наше занятие. С каким рассказом Е. Чарушина мы сегодня познакомились?(Ответы детей) В : Назовите главных героев рассказа?(Ответы детей) В : Чему нас учит этот рассказ?(Ответы детей) В : Ребята, сегодня, когда мы пойдём на прогулку, давайте внимательно присмотримся к воробьям на улице. Может среди них есть и наш воробушек из рассказа.