| Звенит звоночек Прозвенел звонок веселый, Заниматься мы готовы? Будем слушать, рассуждать, и друг другу помогать. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся Пусть сегодня для нас всех на занятие сопутствует успех Рассказ-загадка. -Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь. «В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям» (отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи») -Ребята, о каком времени года здесь говорится? Дети: Об осени. -Назовите месяца осени. - Сентябрь, октябрь, ноябрь. -Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным. Основная часть (содержательный, деятельностный этап) Прежде всего, обозначим план рассказа. Во-первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменениях в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди. Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках». Выслушиваю ответы детей, следжу за их речью, исправляю ошибки, предлагаю подумать, как можно иначе (точнее) сказать о том или ином событии (явлении). Затем обобщаю сказанное в коротком емком рассказе. «Теперь припомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки», – продолжаю разговор и выслушиваю всех желающих. Хвалю детей, сумевших интересно рассказать о том или ином явлении. Прошу Лешу обобщить услышанное и подсказываю начало рассказа, например: «Ранняя осень – красивое время года». Затем интересуюсь, нет ли желающих рассказать о красоте осени подробнее. «Давайте заглянем в сады и огороды и расскажем о том, что делают люди, как они одеты». Выслушиваю ответы детей, прошу обобщить услышанное и составить рассказ. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Игра с мячом. Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист. - Листья осенью (что делают?) – Листья осенью желтеют и опадают. -Дождь осенью (что делает?) – Дождь осенью моросит, идет. -Урожай осенью (что делают?) – Урожай осенью убирают. -Птицы осенью (что делают?) — Птицы осенью улетают. -Деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья. -Звери осенью (что делают?) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки. А сейчас мы немного отдохнём. Физкультминутка «Осенние листья» Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (Присесть) Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. (Присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (Легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (Присесть) А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».) Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме. Вот такая она – ранняя осень! Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н. « Осень наступила» Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, дождик моросит… Зашумели воды быстрого ручья, Птички улетели в теплые края. -Какие чувства вызывает это стихотворение? -Грусть. - Почему? - Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень. -Найдите подтверждение своим словам в стихотворении. - Небо закрыто тучами. Солнце не светит. Дует сильный ветер. Идёт дождь. - Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды. Осень по - своему прекрасна. Вот наша беседа подошла к концу. Заключительная часть (рефлексивный этап) Скажите, дети, о каком времени года мы говорили? -Мы говорили об осени. - А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает. Игра «Да или нет?» - Осенью растут грибы? - Да - Тучки солнце закрывают? - Да - Холодный ветер прилетает? - Да - Ну а птицы гнезда вьют? - Нет - А насекомые прилетают? - Нет - Звери норки закрывают? - Да - Урожай все собирают? - Да - Птичьи стаи улетают? - Да - Часто-часто льют дожди? - Да - Достаем ли сапоги? - Да - Солнце светит очень жарко? - Нет - Можно детям загорать? - Нет - Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? -Да Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени. |