kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Обучение рассказыванию на тему «Осень наступила».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по развитию речи в подготовительной группе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Обучение рассказыванию на тему «Осень наступила».»

Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи.


Тема: «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

Образовательные задачи:

  • Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план.

  • Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Предпосылки УД:

  • коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда темы ОД: Осень в картинах известных художников: И. Левитан «Золотая осень!», «Осенний день», А.М. Васнецов «Осень».

Оборудование и материалы: картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников), сюжетные картинки  для составления рассказов, мяч, осенние листья

Предварительная работа.  Организация целевой прогулки по теме: «Наблюдение ранней осени на участке детского сада».

Рисование. Цель: изобразить в альбоме наиболее интересные моменты на прогулке.

Экскурсия на пищеблок. Цель: Как специальная машина шинкует капусту. (Убедились в том, что шинковать капусту вручную тяжело и долго, – машина это делает в несколько раз быстрее.)

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)


Содержание ОД

Виды деятельности:


Звенит звоночек

Прозвенел звонок веселый,

Заниматься мы готовы? Будем слушать, рассуждать, и друг другу помогать.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся

Пусть сегодня для нас всех на занятие сопутствует успех

 Рассказ-загадка.

-Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям» (отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи»)

-Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: Об осени.

-Назовите месяца осени. - Сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.


Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Прежде всего, обозначим план рассказа. Во-первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменениях в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках».

Выслушиваю ответы детей, следжу за их речью, исправляю ошибки, предлагаю подумать, как можно иначе (точнее) сказать о том или ином событии (явлении). Затем обобщаю сказанное в коротком емком рассказе.

«Теперь припомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки», – продолжаю разговор и выслушиваю всех желающих. Хвалю детей, сумевших интересно рассказать о том или ином явлении.

Прошу Лешу обобщить услышанное и подсказываю начало рассказа, например: «Ранняя осень – красивое время года». Затем интересуюсь, нет ли желающих рассказать о красоте осени подробнее.

«Давайте заглянем в сады и огороды и расскажем о том, что делают люди, как они одеты». Выслушиваю ответы детей, прошу обобщить услышанное и составить рассказ.

А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

Игра с мячом.

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

- Листья осенью (что делают?) – Листья осенью желтеют и опадают.

-Дождь осенью (что делает?) – Дождь осенью моросит, идет.

-Урожай осенью (что делают?)  – Урожай осенью убирают.

-Птицы осенью (что делают?) — Птицы осенью улетают.

-Деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья.

-Звери осенью (что делают?) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

А сейчас мы немного отдохнём. 

Физкультминутка «Осенние листья»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (Присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (Присесть)

А теперь внимательно посмотрите на картинки.  (На доске картинки с приметами осени).  Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения.  (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

        Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик.  Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Вот такая она – ранняя осень!


Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н. « Осень наступила»

 Осень наступила, высохли цветы,

 И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит…

Зашумели воды быстрого ручья,

Птички улетели в теплые края.

-Какие чувства вызывает это стихотворение? -Грусть.

- Почему? - Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила  холодная осень.

-Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

- Небо закрыто тучами. Солнце не светит. Дует сильный ветер. Идёт дождь.

- Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды. Осень по - своему прекрасна.

Вот наша  беседа подошла к концу.


Заключительная часть (рефлексивный этап)

Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

-Мы говорили об осени.

- А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.


Игра «Да или нет?»

- Осенью растут грибы? - Да

- Тучки солнце закрывают? - Да

- Холодный ветер прилетает? - Да

- Ну а птицы гнезда вьют? - Нет

- А насекомые прилетают? - Нет

- Звери норки закрывают? - Да

- Урожай все собирают? - Да

- Птичьи стаи улетают? - Да

- Часто-часто льют дожди? - Да

- Достаем ли сапоги? - Да

- Солнце светит очень жарко? - Нет

- Можно детям загорать? - Нет

- Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? -Да

Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.

Игровая, двигательная















С богатым содержанием, с большим внутренним смыслом. 





Физкультминутка

Вдруг закрыли небо тучи –(дети поднимают высоко руки вверх).

Начал капать дождь колючий – (дети показывают, как капает дождь).

Долго дождик будет плакать – (дети показывают круговые движения руками).

Разведем повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дороге –(дети маршируют).

Поднимай повыше ноги.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карпова Татьяна Александровна

Дата: 31.10.2025

Номер свидетельства: 676512


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства