Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений детей в старшей группе на тему
«Путь в историю геометрических фигур»
Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о геометрических фигурах
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения фигур;
- Воспитывать у детей интерес к геометрическим фигурам;
- Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление;
- Показать значимость геометрических фигур в повседневной жизни людей.
Оборудования и материалы: Геометрические фигуры, проектор, экран, ноутбук.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Но прежде чем мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, давайте посмотрим на слайд, что на нем изображено.
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это геометрические фигуры, а какие? (ответы детей)
Воспитатель: Так вот, ребята мы отправляемся в путь по истории возникновения геометрических фигур. И сначала мы окажемся в древнем Египте. Раньше, чтобы измерять участки земли, на которых жили египтяне, использовали фигуру, как вы думаете какая это была фигура? (ответы детей)
Воспитатель: Для измерения земли они использовали прямоугольники, говорили, что царь разделил землю между всеми египтянами, дав каждому по равному прямоугольному участку. Но также они использовали фигуры для строительства пирамид, и дворцов царя. Давайте посмотрим на слайд, что изображено на нем? А какую фигуру напоминает нам пирамида? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте попробуем собрать пирамиды.
Проводится игра «Собери пирамиду»
На столе у каждого разложены геометрические фигуры: 6 прямоугольников, 4 треугольника, 3 круга.
Дети с помощью фигур пытаются составить пирамидку.
Воспитатель: Какие у вас получились хорошие пирамидки, посмотрите какие пирамидки получились у меня. Ну а теперь отправляемся дальше. И вот мы уже в древней Греции. Здесь появилась первая книга о геометрии и о геометрических фигурах, а называлась она «Начало» создателем этой книги был ученый, которого звали Евклид, посмотрите, как он выглядел. В древней Греции фигуры использовались для постройки домов и статуй. Ребята, в древней Греции оказались лишние фигуры, давайте определим какие из них лишние и почему?
(На слайде показаны фигуры, дети должны определить по какому признаку та или иная фигура не подходит).
Воспитатель: Давайте сделаем разминку. Встаем все рядом со столом, смотрим на картинку, а потом выполняем задание.
Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Воспитатель: Продолжим наш путь и вот мы уже попали в средние века. Здесь люди научились определять размер углов фигур, это помогло им более точно строить дома, поезда, мебель и многое другое. Предлагаю немного поиграть. Вы согласны?
Игра «Сложи картинку».
Предлагается сложить картинку из геометрических фигур по готовым карточкам. Но сначала внимательно рассмотрим картинку. Назовите геометрические фигуры, из которых сложена картинка? Какого цвета фигуры? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята вот мы и вернулись в наше время, а где сейчас можно встретить фигуры? (ответы детей). Давайте посмотрим на слайд. Ребята посмотрите у нас на столе разложено много фигур, нужно их собрать, а чтоб их собрать нужно соблюдать несколько правил.
Игра «Будь внимателен»
На полу разбросаны фигуры: круги, треугольники, овалы, прямоугольники, квадраты, многоугольники по 8 штук каждого цвета. Ромбы, трапеции для этой игры убираются. Геометрические фигуры беспорядочно разбросаны на полу. Всего 15 фигур. Воспитатель даёт играющим задание: Собираем только четырёхугольники (квадраты, прямоугольники). Собирает фигуры без углов (овалы, круги) и т.д.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Ребята вам понравилось сегодня. Что вам понравилось? Что нового узнали? Что мы сегодня делали?