Предварительная работа: НОД «Картошечка», опыты с картофелем, наблюдения, беседы.
Материалы и оборудование:йод, стаканы с водой, пипетки, штативы, кисточки, лупы, рисунки (заготовки), стакан с водой для воспитателя, тарелка с крахмалом, продукты питания (яблоко, картофель, морковь, банан, хлеб, рисовая крупа, творог).
Воспитатель:Ребята, а можно пробоватьнеизвестные продукты или вещества на вкус без указания взрослых? Почему? (примерные ответы детей). Я предлагаю вам попробовать этот продукт (ребенок описывает крахмал с помощью алгоритма).
Воспитатель:Кто-нибудь догадался, что это за продукт? Это – крахмал. Он содержится во многих продуктах. Крахмал – это ценный пищевой продукт. Он накапливается в семенах, луковицах, клубнях и сердцевинах растений. В злаках пшеницы, риса, кукурузы. Крахмал – это источник энергии. А для чего нам нужна энергия. Для того, чтобы бегать, прыгать, заниматься спортом.
Основная часть.
Воспитатель начинает презентацию опыта. В стакан с водой добавляет йод, а затем ложку крахмала, перемешивает.
Воспитатель:Что произошло с водой в стакане? (окрасилась в синий цвет).
Какой вывод мы можем сделать? (при контакте с йодом, продукты в которых содержится крахмал, синеют). А вы хотите научиться определять, есть ли крахмал в продуктах питания? Для этого пройдем за столы.
(Дети рассаживаются на свои рабочие места).
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель:Посмотрите, что лежит у вас в тарелках? (продукты питания).
Как вы можете определить, в каких из этих продуктов содержится крахмал?
Примерные ответы детей:Нужно капнутькапелькуйода на каждый продукт, и если в нем есть крахмал, то он окрасится в синий цвет.
Дети проводят опыт, делают выводы.
Физкультминутка.
Во время физкульминутки мл. воспитатель убирает продукты питания и раздает заготовки рисунков и лупы.
Воспитатель:А теперь мы превратимся в фокусников. Мы немного порисуем, но краски и карандаши нам для этого не нужны.
(Дети садятся на свои места и действуют по словесной инструкции воспитателя).
Воспитатель:С помощью лупы внимательно изучите изображение на листе. Что за вещество вы видите? (Крахмал). Возьмите пипетки и капните несколько капель йода в воду, размешайте ее, и кистью нанесите воду на рисунок.
(Дети проводят кистью по обозначенному контуру, появляется синяя фигура).
Воспитатель:Кто может расшифровать фокус?
Примерные ответы детей:На лист был нанесен крахмал, при реакции с йодом, фигура посинела.
Воспитатель:Вот и закончилась наша игра – эксперимент. Скажите, что было для вас сложным и особенно интересным?