Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»»
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»
Цель: Учить детей пересказывать литературный текст.
Задачи:
Образовательные: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; упражнять в образовании однокоренных слов, активизировать в речи детей антонимы; ввести их в активный словарь.
Развивающие: Развивать память, мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую и звуковую культуру речи, а также развивать навыки драматизации.
Воспитывающие: Воспитывать чувство коллективизма, и дружеские взаимоотношения, а также положительные качества личности- уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа: загадывание загадок про животных, разучивание пословиц и поговорок про добро и зло.
Материалы и оборудование: «пальчиковый» бассейн, мультимед. иллюстрации главных героев сказки «Волк и белка", маски, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Приветствие воспитателя и детей с гостями: Гости дорогие, важные такие, В группе здесь у нас сидят, Строго так на нас глядят.
Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьезные? (ответы детей). И не строго, а с улыбкой, Очень теплой и простой, Гости нас встречают с вами
Чем ответим? Дети: Добротой. Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Пусть это пожелание будет теплым и искренним.
Вос.: По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем. Здр-й, белка! Здр-й, стриж! Здр-й заинька- малыш! Здр-те, мои друзья! Очень рад всех видеть я!
Восп:. Ребята, подойдите к своим столам опустите руки в бассейны и постарайтесь нащупать в них фигурки. Кто это?( Волк, лиса, заяц и т.д.) Как можно назвать этих животных одним словом?( дикие животные) Молодцы!
2.Восп: Ребята, рассаживаемся все на свои стульчики. Я хочу пригласить вас в сказку. Закройте глазки «Раз, два, повернись, в сказке очутись». (фон -сказка ) Чтобы узнать в какую сказку мы попали нужно отгадать загадки.
Восп:. Я люблю орешки, и наряд мой прост, Рыжая шубка и пушистый хвост С ветки прыгаю на ветку По земле гуляю редко. Дети: Белка Восп:. Злой и страшный серый зверь Водится в лесу теперь Всех зайчат перепугал Белочек он разогнал Он и хищный и голодный Хоть и страшный и проворный Дети: Волк Восп.: Молодцы, умеете отгадывать загадки. Сегодня мы с вами попали в одну из сказок, которую написал Л. Н. Толстой «Белка и волк» - Давайте внимательно послушаем сказку
3.Чтение сказки
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: - Отпусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя. Но ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, я оттуда скажу, а то я боюсь тебя. Волк отпустил. Белка убежала повыше на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
4.Восп.: Про кого эта сказка?
Дети: про белку и волка
Восп.: Что произошло с героями сказки?
Дети: Белка прыгала и упала на спящего волка
Восп.: Почему волк отпустил белку?
Дети: Чтобы узнать, от чего белки так веселы
Восп.: Почему волк решил, что белки всегда веселы?
Дети: Потому что они скачут, резвятся
Восп.: Отчего белки веселы, а волку всегда скучно?
Дети: Волку скучно от того что он всегда злой.
-А сейчас давайте с вами немного отдохнем пальчиковая гимнастика «Белочка»
5. Сидит белка. Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью-синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. (Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).
6.Словарная работа:
Восп. Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет» - А чем можно обжечься? - Кто из вас обжигался? Это больно? - А когда больно хочется веселиться или плакать?
- Оказывается можно поранить плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку грустно, скучно, потому что его сердце болит, злость его жжет.
- Давайте еще раз я прочитаю вам эту сказку, а вы попробуете ее потом пересказать.
7.Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ.
Восп.: Кто же попробует пересказать. Необходимо постараться рассказать как можно подробнее точнее, чтобы сказка получилась понятной и складной, как у писателя.
Восп.: Как называется сказка и кто ее автор?
Дети: «Белка и волк» автор- Л. Н Толстой
Восп.: Что делала белка?
Дети: Белка прыгала с ветки на ветку
Восп.: что делал волк?
Дети: Волк спал
Восп.: Чем сказка закончилась?
Дети: Сказка закончилась тем что что волк отпустил белку.
Восп.: Молодцы, как у вас все здорово получилось! 8.Вы устали, давайте с вами отдохнем и выполним физкультминутку:
Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо-влево. А теперь руками крутим- И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. Повороты вправо-влево, Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Потянули плечи, спинки А теперь конец разминки 9.Восп.: Молодцы, ребята. Какую сказку мы с вами сейчас рассказывали? Кто написал сказку «Белка и волк»? - Давайте попробуем рассказать эту сказку по ролям. - Кто действующие лица в сказке? - Кто будет белка, волк, а я буду автор.(инсценировка).
10.Воспитатель: В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как они еще веселятся, что делают?
Дети: Скачут, резвятся, прыгают с ветки на ветку.
Восп.ь: Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем веселье: веселые белки, белки веселы, белкам весело.
Белкам весело, а волк совсем не веселый. А какой?
Дети: Грустный.
Восп.: Белки веселятся а волк?
Дети: Грустит.
Восп.: Белкам весело, а волку?
Дети: Грустно.
Восп.: Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны друг с другом по смыслу. И звучат они похоже. Это слова-родственники.
И слова веселый, весело, веселиться- тоже родственные, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже.
Подберите слова, родственные слову радостный.
Если дети подбирают таких слов мало, воспитатель подводит их к этому, дает образец: «Можно сказать: белки веселятся, а можно сказать, что они радуются. Можно сказать: им весело или им радостно; они веселы или они радостны; у белок веселье или у белок радость».
Много слов-родственников мы назвали. Восп:. И так, про что можно сказать весёлый?
Дети. Голос, смех, рассказ…
11.Игра с мячом «Скажи наоборот». Развитие антонимии.