Организация работы по математическому развитию у детей в старшей группе по ФГОС «В поисках цветика-семицветика» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; закрепление навыков порядкового и количественного счета (в т.ч. предметов) в пределах числового ряда первого десятка. Задачи: Обучающие продолжать изучать с детьми свойства натурального ряда чисел упражнять в установлении соответствия между цифрой и внешними свойствами объектов совершенствовать умения составлять числовой ряд и находить место числа в ряду закреплять умения считать в пределах семи, пользуясь различными приёмами закреплять умения анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку совершенствовать навыки счета, умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи закреплять умения правильно называть порядковые числительные. Развивающие развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, количество) развивать познавательные процессы (речь, внимание, логическое мышление, воображение, тактильное восприятие) развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки способствовать развитию образного и логического мышления, умению делать простейшие умозаключения. Воспитательные воспитывать интерес к математике воспитывать наблюдательность при сравнении групп предметов воспитывать навыки коллективной работы воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам. Демонстрационный материал: сердцевина и лепестки семи цветов, рисунок с 5 цветами, 3 ряда последовательностей изображений, аппликация «волк, лиса и рыбы», ножки мухоморов с цифрами. Раздаточный материал: цветные карандаши, карточки с цифрами (для соединения по точкам), карточки с домиками, шляпки мухоморов с точками. Структура и ход занятия: организационный этап (3-5 минут) – мотивирующее начало занятия; основной этап (15-19 минут) – воспитатель поясняет суть упражнений, с которыми дети должны справиться, следит за ходом решения заданий и задач; итоговый этап, рефлексия деятельности (3-5 минут) – воспитатель благодарит детей за активное участие, проводит вместе с ними анализ и оценку результатов проделанной работы, рефлексию деятельности и эмоционального состояния. Ход НОД Организационный этап Воспитатель: Добрый день, дорогие дети! Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок? Дети: Это Цветик- семицветик. Воспитатель: Правильно. На макушке у цветочка Семь волшебных лепесточков, Исполняющих мечты. Не спеши сорвать их ты – Много в мире роз, ромашек, Незабудок, маков, кашек, Но один на свете Цветик-семицветик. Ребята, а как звали девочку, у которой был такой цветок? Дети: Девочку звали Женя. Воспитатель: Где Женя взяла этот цветок? Дети: Ей его подарила волшебница. Воспитатель: Ребята, а сколько лепестков у «Цветика-семицветика»? Дети: У цветика-семицветика семь лепестков. Воспитатель: Правильно. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. У девочки Жени осталась только сердцевина, вот она на доске. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей). Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (Ответы детей) Я вижу, что вы готовы к путешествию. Нужно в путь нам отправляться. Ума, разума набраться, Лепестки все отыскать, Чтоб желанье загадать. Основной этап Воспитатель: И для начала нам нужно расставить цифры от 1 (одного) до 5 (пяти) по порядку, начав с самого высоко цветка и закончив самым низким. (Упражнение 1 на соотнесение цифр от 1 до 5 и длины цветка; воспитатель вывешивает рисунок на доске, дети отвечают с места). Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета? Дети: Лепесток красного цвета. (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к серединке). Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку: Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. О ком речь? (О бабочке). Чтобы проверить нашу отгадку, давайте соединим точки по порядку и посмотрим, кто получится. (Упражнение 2 на соединение «от точки к точке» под номера 1-10; воспитатель раздает карточки-заготовки, дети работают индивидуально). Перед вами лист бумаги, а на нём точки, каждой соответствует цифра. Надо соединить цифры по порядку. Кто у вас получился? Дети: Бабочка. Воспитатель: Сколько кружочков на крыльях ваших бабочек? Дети: Шесть кружочков. Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили и за это в награду вам второй лепесток! (Дети крепят к доске оранжевый лепесток) Воспитатель: Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать? Дети: Два лепестка. Воспитатель: Правильно, а сколько ещё нужно найти? Дети: Пять лепестков. Воспитатель: Отправляемся на поиски дальше. На пути нам встретились домики. (Упражнение 3 на закрепление представлений о числовом ряде, умение называть «соседей» числа: последующее и предыдущее число; воспитатель раздает «домики», дети вписывают недостающие числа). Какие цифры здесь спрятались? Воспитатель: Мы заполнили все домики и можем прикрепить к нашему цветку ещё один волшебный лепесток! На этот раз он желтого цвета. Воспитатель: (Физминутка) За тучку солнце спряталось – Но это только в шутку! А мы все дружно проведем Спортивную минутку: В ладошки мы похлопаем И чуть-чуть потопаем. Раз – присели, два – привстали, Три – нагнулись и достали Правой ручкой башмачок, Левой ручкой – потолок. И еще разок присядем! А теперь на место сядем. Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Ребята, посмотрите, пока мы играли, ветер принёс нам ещё один волшебный лепесток. Какого он цвета? Дети: Лепесток зелёного цвета. (Дети крепят лепесток на доску) Воспитатель: Ребята! Озорной ветер перемешал карточки, и в каждый ряд попало по одному лишнему изображению, давайте все вместе отыщем их? (Упражнение 5 – дидактическая игра «Что лишнее?» призвана исследовать процессы образного и логического мышления; воспитатель по очереди показывает карточки, дети отвечают с места). Что лишнее в этом ряду? Почему? (Воспитатель по очереди показывает детям ряды, дети должны найти лишний объект и объяснить почему). Воспитатель: Молодцы, ребята! Держите ещё один лепесток и крепите его, скорее к волшебному цветику. Воспитатель: Дети, сколько лепестков мы уже нашли? Дети: Мы нашли пять лепестков. Воспитатель: Сколько ещё нам надо найти лепестков? Дети: Нам надо найти ещё два лепестка. Воспитатель: Сейчас вместе с волком и лисичкой мы с вами отправимся на сказочную рыбалку. (Упражнение 6 на формирование и развитие умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи; воспитатель вывешивает на доске аппликацию, дети крепят к ней рыбок). Посмотрите, волк поймал четыре рыбки, а лиса на одну меньше. Сколько рыбок у лисы? (Три) Поместим в ведерко лисы нужное количество рыбок. Кто из них поймал меньше, а кто больше? (Волк поймал на 1 рыбку больше лисы) Сколько рыбок волк и лиса поймали вместе? (Всего 7 рыбок на двоих) Воспитатель: Вот и ещё один лепесток приплыл к нам. Какого он цвета? Дети: Лепесток синего цвета. Воспитатель: Правильно, как и цвет воды на рыбалке волка с лисой. Дети, сколько лепестков нам ещё не хватает? Дети: Нам не хватает одного лепестка. Воспитатель: Ребята, посмотрите, озорной ветер разбросал по полянке мухоморы: шляпки отдельно, а ножки отдельно. (Упражнение 7 «Затейливые мухоморы», дети должны посчитать количество точек и найти соответствующую «ножку» с цифрой; воспитатель раздает каждому ребенку шляпку мухомора, дети самостоятельно подбирают к нему нужную ножку с цифрой). Нам нужно оживить мухоморы, возьмите каждый в руки одну красную шляпку, посчитайте количество точек на ней и подберите ножку с цифрой, соответствующей количеству точек на шляпке вашего мухомора. Воспитатель: Молодцы! Вот и отыскали мы с вами все лепестки. (Дети крепят на доску последний лепесток). Теперь какой цветок стал, кроме как волшебный? Дети: Красивый, яркий, цветной, разноцветный… (Ответы детей) Воспитатель: Ребята сегодня вы мне сказали, что хотели бы иметь такой волшебный цветок! Давайте вместе попробуем вспомнить волшебные слова, чтобы желание исполнилось: «Лети, лети, лепесток через запад на восток, лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели». (Звучит волшебная музыка, воспитатель в этот момент переворачивает лепестки, на обратной стороне которых написаны буквы «МОЛОДЦЫ!»). Ребята, ваше желание исполнилось, теперь у каждого из вас есть волшебный цветок «Цветик-семицветик», вы сможете загадать свои заветные желания, которые будут приносить только добро, радость и счастье людям. Итоговый этап, рефлексия деятельности Воспитатель: (Рефлексия) Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) Сколько разноцветных лепестков нам с вами удалось собрать? (Семь) Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями, которые встретились нам на пути. В награду за это я приготовила вам сладкое угощение и нам пора подкрепиться после нашего такого волшебного путешествия. Я уверена, что вы всегда будете стараться, как сегодня. Молодцы! |