Конспект открытого занятия по ФКЦМ в старшей группе
Конспект открытого занятия по ФКЦМ в старшей группе
углублять представление детей о животных Крайнего Севера, систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, чем питаются, детёныши этих животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по ФКЦМ в старшей группе»
Конспект открытого занятия по ФЦКМ “Животные Севера”
Автор: Семёнова Татьяна Николаевна.
Воспитатель МБДОУ №32“Чебурашка” г. Псков.
Конспект открытого занятия по ФЦКМ по теме: «Животные Крайнего Севера» в группе старшего дошкольного возраста (5-6лет)
Цель: Уточнить и расширить знания детей о животных Крайнего Севера, характерном внешнем виде, обогащение словарного запаса.
Задачи:
Образовательные задачи: углублять представление детей о животных Крайнего Севера, систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, чем питаются, детёныши этих животных.
Развивающие задачи: развивать познавательную активность, способность анализировать и делать выводы, отвечать полными предложениями на вопросы, память, внимание, мышление. Активизировать словарь по теме.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к животным, умение сопереживать.
Демонстрационный материал: магнитная доска, глобус, презентация «Животные Крайнего Севера», следы белого медведя.
Раздаточный материал: картинки животных (на липучке), стаканы с водой, широкие полоски, влажные салфетки.
Предварительная работа: рассматривание серии картин «Животные Крайнего Севера»; беседа «Как животные приспособились к зиме»; дидактические игры «Отгадай животное», «Кто что ест»; чтение сказки В.С.Калинина «Почему на Севере живут белые медведи», «Песец и сова» , показ мультфильма « Умка», отгадывание загадок о животных севера.
Ход занятия
Организационный момент
слушание куплета песни ; « Где то на белом свете..»
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи,
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся спиной медведи –
Вертится Земля!
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите оказаться на Северном полюсе?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим на глобус. Посмотрите, где находимся мы, и где находиться Северный полюс? (Воспитатель показывает на глобусе расположение Северного полюса, дети смотрят)
Воспитатель: А на чем можно добраться на Северный полюс?
Дети: На самолете.
Воспитатель: Правильно, ребята. На Северный полюс можно добраться только на самолете, потому что между нами находятся океан и ледники.
Воспитатель: Предлагаю вам сесть в самолет и отправиться в наше путешествие. (Включается звук мотора самолета)
Воспитатель: Вот мы с вами и прибыли на Северный полюс. Ребята, климат здесь очень холодный, интересный и можно даже сказать сказочный. Длинная, холодная зима длится целых полгода, а лето здесь очень холодное. Летом здесь полярный день. Несколько месяцев круглые сутки тут светло. А зимой – долгая полярная ночь. Солнце совсем не показывается. Кругом снег и ледники. Но, несмотря на такие условия, в этих краях обитают интересные животные.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько здесь следов. А как вы думаете, чьи это следы?
Дети: Это следы белого медведя.
(Включается презентация с изображением белого медведя на интерактивной доске)
Воспитатель: А что вы знаете о белом медведе?
Дети: Шуба медведя белая, выдает его лишь черный нос.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно. А вы знаете, что когда медведь подкрадывается к своей добыче, он прикрывает нос лапой. Как вы думаете почему?
Дети: Чтоб его не заметили.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А чем питается белый медведь?
Дети: Рыбой.
Воспитатель: Правильно, белый медведь хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.
Воспитатель: Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что медведь может напасть на нас.
Воспитатель: Правильно, ребята. Медведи нападают на людей, поэтому подходить к ним близко нельзя.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами покажем, почему не только медведь, а и другие животные крайнего Севера не мерзнут зимой, даже когда ныряют в воду и выходят сухими из нее. Предлагаю вам пройти к столам и найти себе пару, для того, чтобы было удобнее работать. Здесь приготовлены полоски обычной бумаги и бумаги, пропитанной жиром.
Воспитатель (дети вместе с воспитателем проводят опыт): Опускаем в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.
Воспитатель: Что произошло с полосками?
Дети: Полоска, смазанная жиром, не намокает.
Воспитатель: Молодцы ребята. Значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.
Воспитатель: Куда не кинь взгляд – всюду снег и лед. Даже глаза режет от бесконечной белизны. Нам становится очень холодно. Давайте погреемся, ребята?
Физкультминутка
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода – день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (Соединяют руки над головой – «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)
Воспитатель: Дальше будем передвигаться на лыжах (Дети имитируют ходьбу на лыжах)
Воспитатель: Ребята, на крайнем Севере обитают и другие животные. Угадайте, какие это животные в моих загадках на льдинках. (У воспитателя в руке льдинки, на них написаны загадки).
Воспитатель загадывает детям загадки.
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он ….
Дети: Тюлень.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это Тюлень. (Включается картинка с изображением тюленя на интерактивной доске). Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходиться пробивать лед головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему ребята, как вы думаете?
Дети: Потому что тюлени медленные и у них нет лап.
Воспитатель: Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап.
Воспитатель: Правильно, пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. А что вы еще знаете о пингвинах:
Дети: Папа-пингвин высиживает яйцо и согревает его, а мама-пингвиниха к морю за едой.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вы знали, что родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, они по голосовому сигналу узнают своего птенца. Также пингвины совсем не бояться людей и любят кататься с горок на брюшке.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, предлагаю проехать на саночках. А кого же мы запряжем в санки, отгадайте. (Воспитатель загадывает загадку)
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся на крайнем Севере и нам с вами нужно обязательно правильно дышать, потому что тут очень холодный воздух. Давайте, попробуем?
Дети: Да
Дыхательная гимнастика
Холодно, кругом снега!
Зиму с радостью встречаем –
Свежий воздух мы вдыхаем.
Руки дружно опускаем,
Медленно все выдыхаем.
Вниз посмотрим, чьи следы?
Нюхать будем жадно мы,
На снежок мы приседаем.
Рыскать по следам устали
Вдох и выдох, вместе стали!
Дидактическая игра «Узнай животное»
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Узнай животное». Нам с вами нужно поселить на наш макет, животных, которые там обитают и рассказать про них. (Дети выходят по очереди к доске и раставляют животных на макет)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами проделали большую работу и поселили наших животных в их дом.
Итоги занятия. Рефлексия
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Садимся на свои места, пристегиваем ремни безопасности (Включается звук мотора самолета).
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и вернулись в детский сад. Что интересного вы узнали сегодня?
Дети отвечают.
Воспитатель: Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителям.