Иллюстрационный материал: гармошка, балалайка, ложки, бубны, колокольчики, трещотки, гармошка, домра, магнитная доска со словами «Во поле берёза стояла», платочки для импровизационного танца. Дети на занятии одеты в элементы русского народного костюма: девочки – в платочках, мальчики – в картузах.
Ход занятия:
(звучит русская народная музыка, дети заходят в зал, присаживаются на стульчики)
Здравствуйте ребята дорогие, веселые да удалые! Сегодня мы поговорим с вами о русской народной музыке. У каждого из вас есть день рождения, вы знаете, в каком месяце вы родились и какого числа. А вот русская народная песня не имеет дня рождения, никто не знает, когда появилась первая народная песня. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - вид творчества русского народа с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором. Тесно связанная с жизнью и бытом, устно передаваемая от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения во всех слоях народа. Русская народная песня богата различными жанрами: трудовые, обрядовые, календарные, свадебные, хороводные, игровые, плясовые, исторические песни, былины, духовные стихи, лирические протяжные песни, частушки и др.
Почему песни, о которых мы сегодня будем говорить, и слушать, называются народными? (Ответы детей).
Послушайте русскую народную песню «Ах вы, сени, мои сени». (прослушивание).
Каков характер мелодии этой песни? Какие чувства вызывает песня у вас?
Что хочется делать, слушая эту песню? (дети танцуют под мелодию песни).
2. А сейчас мы с вами примем участие в представлении следующей песни «Ехал Иванушка». Дети руками показывают все те действия, о которых поётся в песне.
Каков характер этой песни? К какому типу песен она относится: к свадебным, хороводным или игровым?
3. Среди русских народных песен выделяют так называемые припевки, в основу которых часто были положены народные прибаутки, присказки, потешки. Послушайте несколько таких потешек и скороговорок.
4. Поиграем в игру «Угадай мелодию». Послушайте песни и скажите, как называются эта песни? О чём поётся в них?
А). «Валенки»
Б). «Жили у бабуси два весёлых гуся»
В). «Ах, вы, сени, мои сени»
Г). «Во поле берёза стояла».
5. Напевая песни, народ помогал себе петь, играя на различных музыкальных инструментах.
Под салфеткой находятся народные муз. инструменты. Воспитатель называет основные особенности муз. инструмента, а дети отгадывают о каком инструменте идёт речь. Воспитатель достаёт гармонь, балалайку, колокольчик, бубен, ложки, трещотки.
Основным музыкальным инструментом была балалайка, кроме того, очень любили различные дудочки и свирели, которые вырезали своими руками. В качестве шумовых инструментов использовали ложки, колокольчики, трещотки. Послушайте русскую народную песню « Я на горку шла». А вы будете музыкантами шумового оркестра. (Дети играют на бубнах, ложках, трещотках и колокольчиках, отбивая ритм песни.)
6. Давайте попробуем разгадать музыкальный кроссворд (в кроссворде нужно угадать слова, так или иначе связанные с прослушиваемыми песнями). Если разгадаете правильно, то узнаете название народного музыкального инструмента (домра).
Кроссворд
Сколько весёлых гусей жило у бабуси? (два)
Ею едят и на ней играют как на муз. инструменте. (ложка)
Вставь пропущенное слово в текст песни: «Ах вы, сени…… сени». (мои)
Что стояло в поле кудрявое ? (берёза)
Что было неподшито и старенько? (валенки)
Д
в
а
л
О
ж
к
а
М
о
и
б
е
р
ё
з
а
в
а
л
е
н
к
и
7. На домре играет Гавриил русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». (Гаврюша учится в музыкальной школе).
8. На доске - зашифрованное название русского народного хоровода «Во поле берёза стояла» (берёза поле во стояла). Дети правильно раскладывают название песни, помогая друг другу.
Предлагаю показать движения русского народного танца или хоровода. Далее дети танцуют хоровод, приглашая гостей.