Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной образовательной деятельности "Волшебное электричество"»
Конспект ООД «Волшебное электричество»
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности
Задачи: Образовательные: познакомить детей с достижением человечества электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием статическое электричество; закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.
Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Беседы
Рассматривание иллюстраций
Дидактические игры «Можно-нельзя»; «Что для чего»
Загадывание загадок
Просмотр мультфильма «Уроки Тётушки Совы» Школа безопасности.
Оборудование: часы с батарейкой, мультимедийный проектор
Наглядный (просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы; слайды «молния», «гроза»)
Практический (опыты с проявлениями статического электричества)
Игровой ( физминутка)
Словарная работа:
Активизировать словарь детей за счёт слов: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.
Ход ООД:
Организационный момент
Дети входят в группу, встают по кругу, берутся за руки.
Воспитатель.
Все сумели мы собраться? За работу можем взяться? Будем думать, рассуждать? Можем мы уже начать? Да!
Воспитатель. Ребята, я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер!
- А для этого давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг.
1. Вводная часть.
Воспитатель. Я принесла сегодня в группу часы, чтобы нам было удобно заниматься, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не работают. Не слышно, чтобы они тикали, да и стрелка стоит на месте. Что же с ними такое?
Дети: Завод кончился, нет батарейки, батарейка села.
Рассматривают часы и определяют, что они работают от батарейки.
Воспитатель. Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают
Воспитатель: Как вы думаете, почему стрелки на часах начали двигаться?
Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают.
Что же за сила такая скрывается в батарейках? Как вы думаете? (предположения детей)
Дети. Это электричество
Воспитатель. А что такое электричество? Давайте подумаем.
Воспитатель. Ребята, вспомните, накануне мы с вами смотрели фрагмент мультфильма об электричестве из серии «Уроки безопасности тетушки Совы», что же мы узнали из мультфильма? Что же такое электричество?
Воспитатель. Ребята, вы запомнили, откуда электричество поступает в наши дома?
Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.
Тетушка Сова рассказала о том, что электричество есть в каждом доме. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны.
Как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатель, провода и т.д.)
-Ребята, а для чего нам в нашей группе нужно электричество? (Ответы детей: чтоб подключать бытовую технику, электроприборы).
Откуда же электричество поступает в наш детский сад?
Воспитатель. Ток рождается на электростанциях затем по проводам, спрятанным в землю или высоко над землёй, он совершает длинное путешествие по городам, по улицам и переулкам и приходит к нам в дом. Провод покрыт резиновой рубашкой, а под ней много тонких медных проволочек. По этим тонким проволочкам ток попадает в розетки.)
Воспитатель: Как вы думаете, в природе можно встретить электричество? (Ответы детей.) Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии — это разряд электричества. Посмотрите на фотографии. (Демонстрация слайда из презентации или иллюстрации.) У молнии очень мощный электрический разряд, он опасен для жизни человека. Деревья притягивают молнии, через них и через землю разряд может попасть в наше тело и причинить большой вред здоровью. Поэтому нельзя во время грозы прятаться под деревьями.
Кто из вас слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется статическим. Тот предмет, который заряжен статическим электричеством, притягивает к себе другие предметы. Например, как волосы к расческе.
Основная часть.
Воспитатель. Мы уже говорили, что электрический ток, который течет по проводам, очень опасен. А вот статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите поиграть с неопасным электричеством.
– Я сейчас как настоящий волшебник попробую показать вам интересные фокусы.
Экспериментирование:
Опыт 1
Воспитатель: — А теперь посмотрите что в корзиночке?
Дети: — линейки, перышки и кусочек шерстяной ткани.
Воспитатель: — Игровое (неопасное) электричество живет не только в волосах. Возьмите линейки. Прикоснитесь к перышкам. Что вы видите?
Дети: — Лежат спокойно, не двигаются.
Воспитатель: — Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, при помощи шерстяной ткани, которые лежат на столе. А как это сделать?
Дети: — Потереть об ткань.
Воспитатель: — Ловите электричество. Прикоснитесь линейкой к перышкам. Что вы видите?
Дети: — Перышки притянулись, прилипли.
Воспитатель: — Какие стали предметы?
Дети: — Электрическими.
Воспитатель: — Как они стали электрическими?
Дети: — Натирали о кусочек шерстяной материи, ловили электричество в одежде.
Воспитатель: — Молодцы, правильно.
Эксперимент №2.
Сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на разносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?
- Бабочки поднимаются вслед за палочками, потому что палочки получили электрический заряд, они стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись.
Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шерстяной материи.
Физкультминутка.
А сейчас немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка «Ток бежит по проводам».
Ток бежит по проводам, (Бег на месте)
Свет несёт в квартиру нам. ( «Фонарики»)
Чтоб работали приборы, ( «Моторчик»)
Холодильник, мониторы. (Хлопки в ладоши на каждый бытовой прибор)
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс. (Взяться за руки)
Воспитатель: — Вот немного отдохнули.
Эксперимент №3 А еще в нашей группе живут два друга - шарика. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке).
- Как вы думаете, сейчас они помирились, или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? Давайте проверим.
Потрите два надутых воздушных шара об шерстяную варежку.
Поднесите их друг к другу. Что происходит? Шарики будут отталкиваться
От друга. Почему? Это происходит благодаря статическому электричеству. Оно образуется при натирании шаров о волосы или шерстяную варежку.
Таким образом, шарик отдаёт материалу большую часть
своих положительных электронов и становится отрицательно заряженным.
Ребята, посмотрите два, одинаково отрицательно заряженных шара отталкиваться друг от друга, шарики не хотят дружить друг с другом.
- А давайте их помирим. Что нужно для этого сделать?
Надо с одного шарика снять электричество, чтобы они стали снова обыкновенными, неэлектрическими.
Мы не будем их трогать руками, дуть на них, дергать за веревочку. Как же снять электричество с шариков? Вспомните, что вы делаете, чтобы ваши волосы лучше расчесывались, не трещали от расчески? (Смачиваем водой расческу или волосы). Как поступить здесь? Конечно, брызнуть на шарики водой. (Дети брызгают на шарики воду).
- Что произошло с шариками? (Они притянулись друг к другу, помирились)
Вывод: Когда два шарика наэлектризованы, (отрицательно заряженные) они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой (снять электричество) и они притянуться друг к другу.
Эксперимент №4. Танцующая фольга.
Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд.
Эксперимент № 5
– Что лежит в коробочке? (шарики из пенопласта). Я попробую заставить их двигаться. У меня есть кусочек шерстяной метерии, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим. (Педагог натирает пластик шерстяным лоскутком). Накрываем коробку с шариками. Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали…)
Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
Опыт 6.
- Посмотрите, на стене висит шарик, а на полу лежат разноцветные шарики. А давайте их повесим на стену (Дети пытаются повесить шарики на стену).
- Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей)
- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
Заключительная часть.
Воспитатель. А о чем мы еще с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? А что нового вы сегодня узнали?
Дети. С помощью электричества работают электрические приборы. Электричество может быть опасным. Электричество бывает добрым, волшебным и не опасным (в фокусах ).
- Хотите показать опыты с безопасным электричеством родителям, друзьям
Я желаю вам всегда быть внимательными и никогда не испытывать на себе действия электрического тока. Запомните главное правило дошкольника: нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие. Давайте возьмёмся все за руки и улыбнёмся друг другу. Всем спасибо за активное участие.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.