1.создать условия для расширения представления детей о времени года – осень (познавательное развитие);
2. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
3. создать условия для развития творческих способностей детей (художественно –эстетическое развитие );
4.создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
5.способствовать развитию навыков взаимодействия развивать мышление, по средствам создания проблемной ситуации; (социально- коммуникативное развитие);
6. способствовать развитию умения воспринимать образ осени через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный(художественно –эстетическое развитие)
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) | Звучит музыка Чайковского «Времена года. Сентябрь» | В.: Здравствуйте, дети! Прислушайтесь, какая прекрасная музыка звучит сейчас и попробуйте представить какое время года она обозначает: Откройте глазки. Ну что, что вам представилось? В.: Много у вас разных предположений, но давайте я вам подскажу, загадав загадку: Кто приходит с желтой краской, Листья красит все подряд. Без иголки и без нитки, Шьет им праздничный наряд. Правильно, это осень А как можно назвать осень, какие определения ей подобрать? | Дети сидят полукругом на ковре. Дети закрывают глаза и слушают музыку. Дети рассказывают о том что они представили Дети (осень) Отвечают (Золотая осень, золотая пора, красавица осень и т.д. ) | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
| Раздается стук в дверь, входит специально обученный человек в костюме осени | Осень: Здравствуйте, ребята . Как много красивого вы обо мне сказали. Давайте поиграем в игру «Признаки осени». Осень: Я кидаю, по очереди, каждому мяч, и тот, у кого мячик называет то, что бывает осенью | Дети здороваются Дети встают полукругом. Получая мяч , называют по одному признаку осени. (дожди идут чаще, стало холоднее, пожелтели листья) | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
| | Осень: Ну, все молодцы! А знаете, что меня еще называют периодом увядающей природы. Почему, как вы думаете? | Высказывают предположения (опадают листья, желтеет трава) | Условия для развития исследовательских действий |
| | Осень: Скоро все листья опадут, трава пожухнет, станет совсем холодно. И поэтому очень грустно, ведь так хочется продлить это прекрасное, как мы с вами уже заметили, время года. Да? Как же люди это могут сделать | Предположения детей. (запомнить) | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности (устной речи). |
Основная часть | На мольберте картины об осени: И. Левитан «Осенний день .Сокольники», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья» . | В.: Не расстраивайся Осень, давайте, я вам кое-что покажу. Эти картины нарисовали художники очень давно. То, что они нарисовали, уже давно увяло, а на их картинах вся красота осталась. Опишите, что вы видите на этих картинах | Дети рассматривают представленные картины. 2-3 ребенка описывают по одной картине. Все слушают описание детей | Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
| | В.; Молодцы, теперь послушайте стихотворение. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. | | |
| | В.: Это написал Иван Бунин. Как называются человек, который пишет стихи? Поэты тоже старались сохранить ту красоту, которую видели, и донести до нас с вами. А если мы вспомним музыку, звучавшую в начале занятия, то будем представлять ту красоту, которую до нас пытается донести композитор. Он сохранил эту красоту в мелодии. Так как же люди могут сохранить красоту осени? Молодцы! А сами вы можете это сделать прямо сейчас | Предположения детей. (поэт) Предположения детей. (нарисовать) | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
| .(Осень уходит) | Осень: Я рада что мы нашли решение, а мне пора уходить | | |
| По количеству детей организованы рабочие места, на которых стоят краски кисточки, баночки с водой и белые листы бумаги. | Я сейчас попрошу вас нарисовать осень, такую, какую вы ее себе представляете. У кого-то она будет яркой и солнечной, а у кого-то будут идти дождик. | Дети встают и подходят к своим местам за столами, приступают к выполнению задания. | Условия для развития самостоятельности и инициативы |
Завершение занятия | | Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно держали кисть, сохраняли аккуратность при работе с красками. | | |
| | Рассматривает нарисованные детьми картины об осени | Краткое изложение каждым ребенком о том, что он изобразил на своей картине | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |