Оборудование: текст рассказа В.В. Бианки « купание медвежат», графические схемы.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Воспитатель:- Ребята, послушайте и угадайте, о каком звере я буду говорить
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
Воспитатель: - Догадались, что это за звери?
Дети:- Медведи.
Воспитатель: - Правильно, это медведи.
Воспитатель: - Ребята, как мы назовем папу медведя?
Дети:- Медведь.
Воспитатель: - Маму?
Дети:- Медведица.
Воспитатель: - Детёнышей?
Дети:- Медвежата.
Воспитатель: - Это чья семья?
Дети:- Это медвежья семья.
2.Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправится в лес, где произошла удивительная история, которую описал В.В. Бианки.
Воспитатель:- Но, прежде чем отправиться скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться?
Дети:- Охотник.
Воспитатель: - Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ «Купание медвежат».
3. Чтение отрывка рассказа с последующим обсуждением.
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Медведица догнала его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Обсуждение рассказа:
Воспитатель: - Почему испугался охотник?
Дети:- Потому что громко трещали сучья.
Воспитатель:- Куда он взобрался от испуга?
Дети:- На дерево.
Воспитатель:- Кто появился на берегу реки?
Дети:- На берегу реки появилась большая бурая медведица и два медвежонка.
Воспитатель:- Как называют семью медведей?
Дети:- Медвежья семья.
Воспитатель:- Что стала делать медведица?
Дети:- Медведица схватила одного медвежонка за шиворот и начала окунать его в воду.
Воспитатель:- Почему один из медвежат убежал в лес?
Дети:- Потому что он испугался холодной воды.
Воспитатель:- Почему медвежата остались довольны купанием?
Дети:- Потому что вода освежила их.
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?
Дети:- Да.
Воспитатель:- Как вы думаете, расскажет ли охотник своим друзьям о том, что видел?
Дети:- Расскажет.
Воспитатель:- А вы рассказали бы?
4.Физкультминутка «Медвежата в чаще жили».
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6. Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми)
Воспитатель: - Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
Воспитатель: - Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о том, как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.
А потом? ( Как убежал медвежонок в лес).
А потом? (Как купали второго медвежонка).
И чем завершить пересказ? (Выкупанные медвежата остались довольны.)
Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к мольберту).
7. Итог занятия.
Воспитатель:- С каким рассказом вы сегодня познакомились?
Дети: - «Купание медвежат»
Воспитатель: - А на какое произведение похож наш рассказ?
Дети: - На рассказ В.В.Бианки «Купание медвежат».
Воспитатель: - Что вам больше всего запомнилось из рассказа?
Воспитатель:- Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?
Дети: - Бурая, за шиворот, окунала, знойный и т.д.
Воспитатель:- Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился?
Ответы детей:…
Воспитатель: - Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали на занятии. Молодцы!