Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД в средней группе на тему: Развитие познавательных интересов к природе посредством экспериментов «Маленькие волшебники»»
Конспект ООД
в средней группе
на тему: Развитие познавательных интересов к природе посредством экспериментов «Маленькие волшебники»
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи:
-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги);
-знакомить с техникой проведения опытов;
-обогащать и активизировать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).
-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-Развивать познавательную активность детей с помощью проведения элементарных опытов.
-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
Воспитатель: Ребята сегодня я хочу вас пригласить в нашу новогоднюю гостиную, давайте пройдем… Посмотрите какая у нас тут замечательная елочка. А какой же праздник мы с вами ждем…
Дети: Новый год.
Воспитатель: Конечно. ведь только в новый год мы украшаем наш дом и наряжаем елочки. Это самый волшебный праздник.
(Включается волшебная музыка и световой шар).
Воспитатель: Ребята, что это за волшебство! И музыка сама включается и огоньки мигают. А может быть, мы попали в волшебную страну? Как вы думаете?
Дети: да, наверно это волшебная страна.
Воспитатель: тогда нам тоже надо стать волшебниками.
Вокруг себя вы повернитесь
И волшебниками окажитесь. (Дети кружатся и одевают колпачки).
Воспитатель: здравствуйте, мои маленькие волшебники. Я приветствую вас в своей «Волшебной стране экспериментов» и приглашаю на экскурсию. Пойдёмте, посмотрим, что здесь интересного. (Идут по залу, находят волшебную палочку).
Воспитатель: ой, что это?
Дети: Волшебная палочка.
Воспитатель: Я возьму её с собой. Она мне поможет. Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов? Внимательно слушать взрослого. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)
Посмотрите на экран ,какие у нас есть помощники? схема
Воспитатель: Ребята, подойдите к столам. и сейчас будем проводить опыты с водой. Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.
Опыт № 1 «У воды нет вкуса»
Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас, и попробуйте воду. Какая она на вкус?
Дети: у нее нет вкуса.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью сахара. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус. Какая вода стала на вкус?
Дети: Вода стала сладкая.
Воспитатель: правильно, он изменил вкус воды. Молодцы. Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса.
Опыт № 2 «У воды нет запаха».
Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?
Дети. Да!
Воспитатель: Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.
Воспитатель: Скажите, вода имеет запах?
Дети: Нет. Вода не имеет запаха.
Опыт «На определение прозрачности воды»
Воспитатель: Давайте положим в стаканчик с водой камушки. Видно их?
Дети: Да
Воспитатель: А теперь такие же камушки я положу в стаканчик с молоком. Видно их?
Дети: Нет
Воспитатель: вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.
Воспитатель: Я вас всех приглашаю посмотреть следующий волшебный эксперимент «Разноцветная вода». На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Была водичка простой, Стань водичка цветной!
-Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).
-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?
-Почему вода окрасилась в разные цвета?
Дети: предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.
Воспитатель берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.
Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.
-А теперь давайте посмотрим на экран. Что вы видите?
Дети: Цветок.
Воспитатель: как называется этот цветок?
Дети: Кувшинка.
Воспитатель: где он растёт?
Дети: на озере, в пруду.
Воспитатель: Я вас приглашаю посмотреть второй волшебный эксперимент.
«Живые цветы».
На столе стоят тазы с водой. Дети встают вокруг стола.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столах цветы, сделанные из бумаги. Я вам предлагаю взять по одному цветку и бережно положить их на поверхность воды.
Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:
Воспитатель: эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь! Дети наблюдают за раскрытием цветов.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?
-Почему цветы стали раскрываться?
Дети: предполагают, что цветы намокли; бумага впитала воду.
Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.
Воспитатель предлагает ребёнку в стакан с окрашенной водой опустить салфетку, которая быстро впитает воду.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.
Вывод: Бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды.
Воспитатель: Молодцы, ребята, и секрет второго волшебства вы отгадали. Давайте немного отдохнём.
Физкультурная пауза:
Вот волшебники идут, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Замыкают дружно круг.
И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)
Изумруды там и тут
Ну а если что-то скажут (повороты вправо, влево)
«Крекс, пекс, фекс»
Чудеса они покажут. (разводят руки в стороны)
Ножками потопают, (топают ногами)
Ручками похлопают, (хлопают руками)
Очень быстро приседают, (приседают)
Всем на свете помогают.
Воспитатель: Ребята посмотрите у меня в руках тарелка с конфетами. Что мы можем рассказать про конфеты?
Дети: они разноцветные, сладкие, красивые, маленькие, круглые…
Воспитатель: сейчас мы с вами проведем опыт «Радуга в тарелке» с помощью разноцветных конфет, посмотрим, что будет происходить:
- раскладываем разноцветные конфеты по кругу тарелки;
- наливаем не сильно горячую воду в центр тарелки;
Ребята, что мы наблюдаем? (появляется красивая радуга из конфет, но спустя некоторое время видят, что вся краска с конфет растворилась в воде и превратилась в коричневую жидкость.
Вывод: вода растворила краску на конфетах и получилась радуга.
Воспитатель: Ребята, ну а теперь нам пора возвращаться в нашу новогоднюю гостиную. Сегодня вы справились со всеми заданиями, с какими же секретами волшебства вы познакомились? Что вы делали?
Дети: Мы смешивали воду с красками; опускали цветы в воду и наблюдали за ними. Сделали опыт с конфетками.
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь вы можете по праву называться
«Маленькими волшебниками». -Понравилось вам сегодня наше путешествие в волшебную страну? (ответы детей).
Дети: до свидания!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
Самоанализ ООД
в средней группе
на тему: Развитие познавательных интересов к природе посредством экспериментов «Маленькие волшебники»
Воспитатель МБДОУ детский сад №1
Ахметова Р. Ф.
ООД построила в форме опытно – экспериментальной деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое». Анализируя деятельность детей, хочется отметить: дети проявили познавательную активность на протяжении всего занятия, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Дети были заинтересованы, внимательны, раскрепощены, чувствовали себя комфортно. На предлагаемые детям вопросы, они сами находили ответ, делали соответствующие выводы, побуждали детей к действиям, решению поставленных задач. Считаю, что выбранная форма организации ООД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности.
Эффективности ООД способствовала и предварительная работа, дети использовали имеющие знания и умения – это постоянные наблюдения на прогулке в разное время года за дождём, снегом, наблюдения за тем, как при активном солнечном свете после дождя идёт испарение, проведение опытов с воздухом, водой, снегом, льдом, рассматривание камней ,шишек, снежинок, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, использование в практике народных примет. Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети радовались, удивлялись, охотно делились с воспитателем и товарищами. Это давало возможность развитию своей самооценки: «Я знаю, я видел…» Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте ОД я старалась незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт .Индивидуализация обучения проявилась в оказании затрудняющимся детям при выполнении опытов помощи, напоминания, дополнительного объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить ситуацию успеха. Смена видов деятельности (опыты, экспериментирование, отгадывание загадок, чтение стихов, игры, динамическая пауза) позволили предотвратить усталость. Для получения более высоких результатов были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия раздаточный материал, пособия для опытов, ИКТ. Использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети постоянно проявляли любознательность, интересовались причинно – следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, хорошо владеют речью (кроме двух детей), могут выражать свои мысли и желания. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в задачи были выполнены. Программные задачи были решены, ООД своей цели достигла.