Конспект ООД с использованием цифровой лаборатории
«Наураша в стране Наурандии»
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Пульс»
Цель: Формирование умения детей проводить лабораторные опыты и
исследования.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с понятием «пульс»;
- обогащать и уточнять представления детей об устройстве и
функционировании системы кровообращения (сердце, кровеносные сосуды,
их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение);
- учить измерять пульс человека;
- закреплять умение пользоваться датчиком пульса цифровой лаборатории
«Наураша»;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию у детей логического мышления, памяти,
внимания, познавательной и речевой активности и инициативности, умения
анализировать, сравнивать, делать выводы.
- расширять словарный запас детей: обогатить словарь детей словами и
словосочетаниями: кровеносные сосуды, пульс, фонендоскоп, кислород,
кровь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- закреплять умение работать парами;
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Создание РППС: ноутбук, экран, лоток с набором для эксперимента
«Пульс», фонендоскоп, рисунок строения сердца.
Предварительная работа: изучение правил пользования датчиком пульса
цифровой лаборатории.
Ход ООД
I.Организационный момент.
Воспитатель. - Ребята, сегодня нам на электронную почту пришло письмо, а
вместо имени адресата - загадка. Кто же нам мог прислать это послание?
Это что за очень странный,
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это?…БУРАТИНО!
(Дети отгадывают загадку)
Воспитатель: - Хотите узнать, что нам пишет Буратино? (Ответы детей,
воспитатель читает письмо)
«Дорогие мои друзья! Мой Папа Карло жалуется на боли в груди и говорит,
что это, наверное, болит сердце. А я даже не знаю, что это такое, зачем оно
нужно и как оно работает. А без этих знаний я не могу ему помочь. Очень
прошу вас – помогите! Ваш друг Буратино»
Воспитатель:- Почему же Буратино не знает что такое сердце?
Ответы детей: -У него нет сердца, потому что он сделан из дерева.
Воспитатель: Как мы можем помочь ему?
Ответы детей: Рассказать о сердце.
Воспитатель: Откуда мы можем узнать про сердце, кто нам поможет?
Ответы детей. Мы может обратиться к нашему другу Наураше, нужно
отправится в его лабораторию
II. Основная часть.
Далее дети работают в цифровой лаборатории «Наураша в стране
Наурандии» в разделе «Пульс» по инструкции Наураши на экране
Воспитатель: Сначала я предлагаю вам отгадать загадку:
У меня в груди, вот тут –
Слышишь? – часики идут.
Звук их радостен и тих.
Только кто заводит их?
(Дети отгадывают – это сердце).
Воспитатель: Правильно, ребята. А кто из вас знает, где находится
сердце?
Ответы детей: Сердце находится слева от грудной клетки.
Воспитатель: Сердце – это самый важный орган человеческого организма.
От него зависит самочувствие и правильность работы всех остальных
органов человека. Можно сказать, что сердце отвечает за все процессы в
организме. Сердце работает у человека всю жизнь беспрестанно.
- Знаете, почему, когда человеку грустно, страшно, тревожно, ему хочется
прижаться к маминой груди?
Потому что звук сердца мамы – это звук, который слышит малыш еще до
своего рождения. Стук маминого сердца – это первая колыбельная песня для
каждого из нас.
Сердце – это орган, который состоит из мышцы. Мышца сердца попеременно
то сокращается, то расслабляется.
Опыт 1. «Размер сердца»
Воспитатель: -Как вы думаете какого размера сердце?
- Как определить размер нашего с вами сердца?(по вашему кулачку)
- Давайте сожмём свои кулачки и узнаем, какого размера у каждого сердце. У
всех одинаковые кулачки?
Ответы детей: нет
Воспитатель: - Вот и размер сердца у всех разный. А по мере вашего
взросления вырастет и ваше сердце.
Сердце непрерывно сокращается и расслабляется. Оно – главный двигатель
крови в нашем организме.
- Когда сердечная мышца расслабляется, в сердце по трубочкам –
кровеносным сосудам – вливается кровь. Когда сердце сжимается, оно, как
насос, выталкивает кровь в другие кровеносные сосуды. Крупные
кровеносные сосуды разветвляются на всё более мелкие. Из сердца по
кровеносным сосудам кровь идёт во все органы тела. Она снабжает их
питательными веществами и кислородом. Когда сердце расслабляется, кровь,
обежавшая всё тело, снова возвращается и заполняет его. Такое движение в
организме называется кровообращением. Это удивительный орган
напоминает двухэтажный дом (рисунок сердца). Наверху в доме две
комнаты , называются предсердиями (правое и левое). А две комнаты из
верхней ив нижнюю комнату есть двери, их называют клапанами. Они
открываются и закрываются с каждым ударом сердца.
Опыт 2. «Мышцы сердца»
Воспитатель: - Сожмите, пожалуйста, еще раз кулачки. Теперь сжимайте и
разжимайте кулак. Долго вы сможете так работать?
Ответы детей: нет
Воспитатель: Да, через несколько минут вы устанете. А мышцы сердца
намного выносливее, чем мышцы рук.
Сердце человека никогда не останавливается и делает за день до 12-ти тысяч
ударов (сокращений). За это время оно вырабатывает энергию, которой
хватило бы, чтобы поднять целый поезд.
Толчки крови, выбрасываемой с силой из сердца, мгновенно отдаются в
кровеносных сосудах. Это называется – ПУЛЬСОМ.
Когда человек лежит, сердце делает 60 ударов в минуту, при ходьбе – до 90
ударов, а при быстром беге –примерно 120 ударов в минуту.
Воспитатель показывает фонендоскоп.
Воспитатель: Ребята, вы видели когда-нибудь этот предмет? Кто знает, как
он называется? ФОНЕНДОСКОП.
Воспитатель: - а где вы его видели?
Ответы детей: в больниуее у врача.
Воспитатель: -Что врач слушает фонендоскопом?
Ответы детей: сердцебиение, легкие
Воспитатель вызывает двух детей и дает им послушать удары сердца
друг друга.
Воспитатель: - Различаются ли удары сердца у каждого из нас?
Конечно, все люди разные, и сердце у всех работает по-своему, в
зависимости от того, что мы делаем в данный момент: отдыхаем, спим,
поднимаемся по лестнице, а может быть, грустим. Сердце реагирует на
любые изменения и волнение человека. Когда мы плачем, волнуемся, бежим
или прыгаем, наше сердце бьется сильнее и чаще.
Воспитатель: А сейчас все вместе увеличим нагрузку на свое сердце.
Физкультминутка
Начинаем бег на месте,
Веселее, дружно, вместе.
1, 2, 3, 4, 5 - никому нас не догнать.
3, 4, 5 и 6 – надо всем на место сесть!
Затем воспитатель показывает, как измерить свой пульс, если у тебя нет с
собой прибора. Дает возможность найти на внутренней стороне запястья
левой руки свой пульс. (Дети находят пульс на запястье своей руки и руки
другого ребенка).
Прижмите пальцы к тому месту на руке, где начинается кисть. Здесь
кровеносные сосуды подходят близко к поверхности кожи. Во время каждого
сокращения сердца его толчок отдаётся и в кровеносных сосудах. Это
ПУЛЬС. Число ударов сердца и пульса совпадают.
Опыт 3. «Чье сердце бьется быстрее – ребенка или взрослого?»
Ребенок измеряет датчиком свой пульс и пульс других присутствующих
взрослых(воспитателя), затем помогает детям измерить датчиком их пульс в
спокойном состоянии.
Выводы: Пульс взрослого меньше, чем у ребенка. (Пульс у взрослого 60-
70 ударов в минуту, а у детей пульс 90 ударов в минуту)
Воспитатель: - Почему у детей у детей больше , чем у взрослых ?
Ответы детей : - Потому что мы много двигаемся , прыгаем, бежим и т.д.
Воспитатель: -Когда пульс повышается ?
Ответы детей: При физических нагрузках. Если человек болеет.
Воспитатель: - Обобщение: Когда человек много двигается , то пульс
ускоряется. А когда человек спокоен , то пульс замедляется.
Для того чтобы сердце всегда оставалось здоровым, нужно тренировать свою
выносливость с помощью физкультурных занятий. Такие занятия помогут
научить сердце и легкие быстро восстанавливать свой спокойный ритм.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята, сегодня мы с вами плодотворно поработали
в лаборатории и узнали много нового: Как работает сердце? Что такое
пульс? Почему у разных людей пульс разный? Чем пульс взрослого
отличается от пульса ребенка? Теперь мы точно поможем Буратино. А он
научит Папу Карло, что нужно делать, чтобы наше сердце было всегда
здоровым.