Предварительная работа: наблюдения на прогулке за явлениями природы (ветер, метель, снегопад, образование сосулек, эксперимент со снегом и т. д.), чтение художественных произведений о зиме, рассматривание картин, изображающих зимние явления природы, зимние развлечения.
Ход организованной образовательной деятельности.
1.Вводная часть. Организационный момент.
В группу заходит воспитатель в образе Зимушки – зимы, в руках у неё волшебный сундучок.
Зима: Здравствуйте, ребята!
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Как вы думаете, кто я?
Дети: Зима.
Зима: Да. Я – Зимушка-зима, пришла к вам в гости чтобы поговорить о самом удивительном, самом прекрасном времени года – зиме. Ребята, вы любите зиму?
Дети: Да.
Зима: Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу.
И мы сегодня будем составлять рассказ о зиме опираясь на таблицу в картинках. Ребята, посмотрите, вот эта таблица. Но на ней не видно никаких картинок. Все картинки замело снегом. Как же нам растопить это снег?
Я когда к вам шла вот такой волшебный сундучок нашла. А в сундучке лежит то что поможет растопить снег.
Зима: Хотите узнать, что там? Давайте его откроем.
Зима пытается открыть сундучок, но он не открывается.
Ребята, а сундучок не открывается. Как вы думаете почему?
Дети: Сундучок закрыт на ключ. Открывается с помощью волшебных слов.
Зима: Давайте вместе произнесём волшебные слова:
«Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!» (Воспитатель вместе с детьми заглядывает в сундучок)
Зима: В моем сундучке вот такие «Солнышки», а на них интересные задания для вас. За каждое выполненное задание вы получите одно солнышко и сможете разморозить одну картинку. Готовы выполнять задания.
Дети: Да.
2. Основная часть.
Присаживайтесь на свои места. Сейчас мы посмотрим, какие нам надо выполнить, чтобы разморозить картинки.
Ребенок достает «Солнышко», воспитатель читает задание, после выполнения задания «Солнышко» магнитом закрепляем на картинку, картинку «размораживаем» (переворачиваем).
Задание 1. Чтобы разморозить картинку, вам нужно назвать зимние месяцы.
Зима: Ребята, а вы знаете названия зимних месяцев.
Дети: декабрь, январь, февраль.
Зима: Правильно. По календарю зима длится три месяца. Каждый месяц зимы по-своему хорош. Декабрь нас радует первыми заморозками, первым снегом. Январь новогодними праздниками и подарками, ледяными горками и санками. Февраль мы любим за то, что это последний зимний месяц, и мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки и слепить снежную бабу.
Задание 2. Ребята, хотите попробовать построить горку из слов? Вы будете придумывать, называть слова, и я ставить комочек – слово, и строить горку из белых шаров. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится. Начинаем:
Зима какая?
Дети: снежная, холодная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, вьюжная и т. д.
Зима: Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокие горки у нас получились.
Задание 3.
Упражнение с мячом: «Скажи наоборот».
- темное утро –
- старые санки –
- холодный ветер –
- пасмурный день –
- зимний месяц –
- длинные лыжи –
- лёгкий снег –
- высокая горка –
- большой снеговик –
- грустные дети –
- короткий день –
- теплая погода –
- толстый лед –
- длинные сосульки –
- светлое небо –
- чистая дорога –
Зима: Молодцы, отлично справились и с этим заданием. Дети занимают свои места.
Задание 4.
Игра «Доскажи словечко»
Зима: Зимой очень красиво. Всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем со словом снег в игру «Доскажи словечко». (Дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые. (Снежинки.)
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка —. (Снегурочка.)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)
Зима: Снег, снеговик, снегопад, Снегурочка, снегири –это слова родственники в каждом из них есть слово «снег».
Задание 5.
Физкультминутка.
Наконец пришла зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома, (Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (Поднимают и медленно опускают руки.)
Дворник улицу метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево – вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки. (Выполняют движения, имитирующие метание.)
Задание 6.
Упражнение: «Продолжи предложение».
Чтобы не замерзнуть, надо надеть…
Зимой покрывается льдом…
Дети любят зимой кататься на …
Зимой на улице не увидишь…
Зима: Молодцы ребята, вы разморозили все картинки в таблице. И мы теперь можем составить рассказ о зиме по таблице. Давайте рассмотрим каждый рисунок.
- Какое время года наступило?
- Чем покрыты поля и деревья зимой?
- Какая погода на улице?
- Что можно сказать о продолжительности дня и ночи зимой?
- Что можно сказать о жизни зимующих птиц?
- Как одеваются Люди зимой?
- Чем занимаются дети зимой на улице?
Зима: Кто хочет рассказать о зиме по рисункам?
Прослушивается 23 детских рассказа по рисункам.
3. Заключительный этап
Зима:Вы - молодцы, отлично поработали. Какое моё задание вам показались самым простым? А какое задание было для вас самым сложным? Какое задание больше всего понравилось выполнять?
Ребята, я хочу вас всех угостить разноцветными льдинками – вкусными леденцами, вы порадовали меня своими ответами, показали, как много знаете о зиме, её приметах, зимних забавах.