Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по познавательному развитию "Такие интересные народные игрушки"»
«Такие интересные народных игрушек»
Цель и задачи: формирование представления о народных игрушках, приобщение к традициям русского народа; развитие внимания, речи, расширение словарного запаса, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Ход НОД
- Ребята, вы любите игрушки? А что вы с ними делаете? А где ваши родители берут игрушки. А я знаю, что вы знаете стихи об игрушках, расскажите. (Дети рассказывают стихи А.Барто из серии «Игрушки»)
- Вот какие разные бывают игрушки. А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке.
- А сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:
Рядом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Это матрешка! Из чего сделана матрешка?
- Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему? Потому, что она сделана добрыми руками русских людей.
- Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке?
Посмотрите, какие игрушки!
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это, ребята, дымковские игрушки.
- Ребята, какие дымковские игрушки вы увидели? - барыни, лошадки, индюки, куры, петухи. - Обратите внимание - лепили из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. А для чего лепили!? Краски для росписи этих игрушек брали самые яркие. Какие!? Ни одна поделка не повторялась.
Физминутка:
Ходит по двору индюк (шаги на месте)
Среди уток и подруг
Вдруг увидел он грача (остановился посмотрел вниз)
Рассердился сгоряча (потопать ногами)
Крыльями захлопал (руками, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)
Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою (помотать головой)
Понесся стрелою (бег на месте)
- Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они дымковские.
- Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы.
- Вот какие интересные куклы из тряпочек.
Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
- Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
- Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица
- Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали, из чего они сделаны.
- Давайте вспомним, с какими именно.
- А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
- Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.