Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе на тему: "Праздник в дымковской деревне"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 "Василек" г.Янаул муниципального района
Янаульский район Республики Башкортостан
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе на тему:
«Праздник в дымковской деревне»
(Коллективная композиция)
2024г.
Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Задачи:
Обучающие: Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Развивать чувство прекрасного, творческие способности. Продолжать развивать навыки коллективной работы. Воспитательные: Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.
Материалы. Фотографии дымковских игрушек, села Дымково. Запись русской народной музыки «Как у нашей Дуни», «Ярмарка», Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские игрушки, дымковские игрушки, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка, ватные палочки. Большой лист бумаги для оформления картины.
Ход занятия:
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, сегодня мы будем с вами расписывать орнаментом удивительные игрушки! А какие это игрушки, вы узнаете, отгадав загадку!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары ,и рыбы.
А ну назови-ка меня!
(Дымка)
-Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?
Дети: это дымковские игрушки.
-Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке.
(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)
- Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке?
(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)
1. И село родное люди «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны и лепили там из глины.
2. Все игрушки – непростые,
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
- Молодцы, ребята!
Часть. Основная.
1. История возникновения дымковской игрушки.
-Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
-Здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.
-Глину собирали обычно весной и смешивали её с мелким чистым песком из реки. Подготовить глину к работе – не простое дело: её рубят лопатой, много раз перемешивают, заливают водой и снова перемешивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.
-Когда умельцы лепили, главными помощниками у них были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а мокрой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости, и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушки.
-Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего?
Дети: Они все белого цвета.
-Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела.
Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
-Краски используют разного цвета. Какие?
Дети: Зеленые, красные, желтые, оранжевые, синие.
-Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми.
-Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.
-Ребята, вам понравился мой рассказ?
Дети: Да!
Тогда давайте вместе разрисуем свои игрушки и сделаем веселый праздник в дымковской деревне!
Но перед этим сделаем физминутку
3. Физкультминутка: «Пляска вдымковской деревне»
Эй, ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
Вот какой веселый пляс
Начинается у нас!
Не стоит никто на месте
Все танцуют с нами вместе.
Мы наклонимся сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас.
Все ногами топают,
Все в ладоши хлопают.
4. Практическая часть.
-А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барашек, коней, барышень, уточек которые я приготовила для вас. Вместе мы сделаем настоящий праздник в дымковской деревне!
проходим и приступаем к работе.
(Прикрепляю к мольберту нарисованные на листе силуэты куклы и лошадки, показываю и объясняю детям последовательность работы)
- Ребята, сначала концом кисти следует закрасить кокошник и постараться не испачкать лицо кукле. Затем закрасить кофточку барышни, посмотрите, я оставляю белые ручки у куклы. И только потом приступаем к украшению юбки. Узор на юбке вы можете рисовать, кто какой захочет: полосатый, клетчатый или с кольцами ( показываю три варианта росписи юбки: полосатую юбку, в клеточку, кольцами).
-Давайте вспомним, как будем расписывать лошадку.
-Какие части мы закрашиваем полностью? (Хвост, гриву, копыта).
-Где мы расположим узор? (Вдоль ног, шеи, туловища).
-Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки? (Круги, точки, прямые и волнистые линии, кольца)
Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения дымковских игрушек на доске.
-Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
-Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.
Пальчиковая гимнастика "Дымковская барышня"
Мы игрушки расписные – сжимают и разжимают кулаки
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки крендельком
Щёки будто яблочки
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке
-Теперь можем приступить к работе.
Дети садятся на свои места и приступают к работе.
- Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.
Индивидуальная помощь детям:
Итог занятия.
-Настоящие – дымковские игрушки! Давайте приклеим их на большой лист бумаги, где уже есть изображение деревни.
Анализ детских работ:
-Ребята, посмотрите внимательно и выберите наиболее яркие и аккуратные работы.
- Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!