Цель: Формировать у детей элементарные математические представления.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- совершенствовать навык прямого и обратного счета в пределах;
- умение называть соседей числа;
- совершенствовать умения различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник) и правильно называть их.
- умение ориентироваться на листе бумаги;
- продолжать формировать представления о геометрических фигурах (круге, треугольнике, квадрате, прямоугольнике, овале);
- закреплять времена года, весенние месяцы, части суток;
- закреплять умения сопоставлять длину и высоту предмета;
- продолжать учить последовательно называть дни недели.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление;
- развивать речь, память, мелкую моторику рук;
- Развивать интерес к математическим занятием.
Воспитательные задачи:
- продолжать формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать самостоятельность у детей;
- уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно её выполнять.
Предварительная работа:
1. Подготовить раздаточный материал;
2. Подготовить демонстрационный материал.
Методические приёмы:
1. Наглядные;
2. Словесные (напоминания, указания, вопросы);
3. Игровой (сюрпризный момент);
4. Поощрение, положительный анализ занятия.
Демонстрационный материал:
1. Конверт (на котором изображен цветок, ракета, корабль) с заданием.
2. Письмо от Бельчат;
3. Две мягкие игрушки – Бельчата – разной высоты и цвета (рыжий и коричневый);
4. Изображение Королевы Математики.
Раздаточный материал:
1. Конверты с геометрическими фигурами: круг, овал, квадрат и т. д (по 1 на каждого ребёнка);
2. Поднос с 2-мя мягкими верёвочными «скакалками» разного цвета (зелёная и синяя) и разных по длине: 10 см. и 15 см. (по 1 на каждого ребёнка).
3. Карточка «Состав числа». (по 1 на каждого ребёнка).
4. Карточка «Соедини по цифрам от 1 до 10». (по 1 на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в страну математики. Но, чтобы туда попасть, нужно сказать волшебные слова.
Закройте глаза и повторяйте за мной:
«Топну, хлопну, повернусь,
В стране математики окажусь».
Вот мы и оказались в стране математики. И вас встречает королева этой страны. Она приготовила для вас много интересных заданий и хочет посмотреть, справитесь ли вы с ними.
Первое задание.
- Вспомните, какое сейчас время года?
- Перечислите все весенние месяцы.
- Сейчас утро или вечер?
- Какие еще части суток вы знаете?
- Какой сегодня день недели?
- Почему он называется четверг?
- Какой день недели будет завтра?
- Почему он называется пятницей?
- Назовите дни недели, начиная с первого дня.
Молодцы, Королева Математики довольна, что вы знаете какое сейчас время года, что знаете весенние месяцы, части суток и дни недели.
Воспитатель: А сейчас проходите, занимайте свои места.
Воспитатель: Королева Математики хочет послушать, как вы считаете.
- Считаем хором от 1 до 10.
- Считаем от 10 до 1.
- Данил, посчитай от 3 до 9.
- София, посчитай от 4 до 8.
- Кристина, посчитай от 5 до 10.
- Антон, посчитай от 10 до 5.
- Василиса, посчитай от 7 до 3.
- Назовите соседей числа 3.
- Назовите соседей числа 6.
- Назовите соседей числа 9.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Вы показали Королеве Математики, что умеете считать в прямом и обратном порядке, знаете соседей чисел.
Воспитатель: Для вас Королева Математики приготовила необычные домики, она хочет посмотреть, как вы знаете состав чисел.
Воспитатель: Посмотрите у вас на столах домики, а в них пустые окошки, цифры убежали из своих домиков. Нам надо вернуть цифры на место. (расклад числа на 2 меньших).
Воспитатель: Подвинем домики к себе и начинаем выполнять задание.
- Вика, какое число живет в твоем домике? и т. д.
Воспитатель: Вот мы навели порядок в домиках. Молодцы, Королева Математики очень вами довольна, что вы так хорошо знаете состав чисел.
Воспитатель: Давайте с вами отдохнем.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Воспитатель: Следующее задание Королевы Математики СОБЕРИТЕ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ ПО ОБРАЗЦУ.
Воспитатель: - Подвиньте к себе конверт, на котором изображён цветок, кораблик, ракета откройте его. Посмотрите, что там внутри?
(Дети выполняют задания воспитателя.)
Д.: - --- Геометрические фигуры – круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы.
Воспитатель: - А теперь соберите, то, что изображено на конверте.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: - Что у вас получилось?. Какие геометрические фигуры вы использовали?. …. Сколько кругов вы использовали? … Сколько овалов вы использовали?. Посмотрите на картину, что можно сказать о цветке?
Д.: - --- Цветок тоже состоит из геометрических фигур.
Воспитатель: - Из каких геометрических фигур? Кто может их назвать? (Индивидуальный опрос детей).
Воспитатель: - Молодцы! Справились и с этим заданием.
Воспитатель: Ребята, королева предлагает нам поиграть в нашу любимую игру на внимание.
Зеленый цвет – руки вверх,
Красный цвет- руки в стороны,
Желтый цвет – хлопок.
Воспитатель: Ну, что же ребята, молодцы вы были внимательные.
(Воспитатель обращает внимание на то, что БЕЛЬЧАТА пришли в гости). Посмотрите, у них в лапках что-то есть. (Воспитатель читает письмо).
ЧТЕНИЕ ПИСЬМА.
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите нам подобрать скакалки для игры.»
Воспитатель: - Посмотрите на бельчат. Что о них можно сказать?
Д.: - --- (Дети описывают внешний вид, сравнивают по цвету и росту. При помощи воспитателя приходят к выводу, что рыжий бельчонок высокий, а коричневый низкий).
Воспитатель: - А как узнать, какую скакалку каждый из них должен взять?
Д.: - --- Сравнить скакалки.
Воспитатель: - Возьмите на подносе верёвочные скакалки и сравните их. Как вы будете сравнивать скакалки?
Д.: - --- (Путём приложения).
Дети выполняют сравнение и приходят к выводу, что синяя скакалка короткая, а зелёная – длинная. Воспитатель проверяет правильность выполнения работы – сравнивая демонстрационные скакалки путём приложения. Вывод: синяя, короткаяскакалка для коричневого бельчонка, потому что он низкий, а зелёная, длинная - для рыжего бельчонка, потому что он высокий.
Воспитатель: Королева этой страны приготовила занимательные задачи:
1. Не поедет без приказа
Ни кондуктор, ни шофер.
Люди смотрят в оба глаза,
А во сколько, светофор? (3)
2. Три больших, три маленьких
Маленьких удаленьких-
Целая семья опят
Сколько их на пне сидят? (6)
3. Все ли здесь цыплятки-детки,
Надо сосчитать наседке
Шесть на грядках, два – во ржи
Сколько их всего, скажи? (8).
4. Пять сорок прилетели на урок,
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок? (4)
5. Привела гусыня – мать
Семь детей на луг гулять
Все гусята как клубочки
Шесть сыночков,
Сколько дочек? (1).
6. У пенёчков семь грибочков,
А под ёлкой – три.
Сколько же всего грибочков
Быстро мне скажи? (10).
7. У одного цветка четыре лепестка
А сколько лепестков у двух таких цветков? (8).
Воспитатель: «Соединим точки по порядку», начинаем с цифры 1.
Дети получают листочки с нарисованными точками, цифрами и должны по порядку эти цифры соединить. Что у них получиться.
– Что у вас получилось?
Воспитатель: Королева Математики довольна тем, как вы справились с заданиями. А теперь она хочет услышать какие задания вам понравились больше всего.
- Какие задания для вас были легкими?
- Какими трудными?
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в садик. Давайте скажем Королеве Математики до свидания, спасибо за гостеприимство приглашаем в гости к себе в детский сад.
Теперь встаньте и произнесите такие слова закрытыми глазами: