Просмотр содержимого документа
«Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе." Викторина по сказкам А.С.Пушкина"»
Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
Тема: " Викторина по сказкам А.С.Пушкина"
Задачи:
1. Продолжить формировать интерес к сказкам А.С. Пушкина.
2. Закреплять представление о художественных особенностях сказок.
3.Развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, использовать в ответах предложения разных конструкций, подбирать слова для характеристики героев.
4. Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина, к красоте русского поэтического слова.
2.Воспитывать эстетический вкус к литературным произведениям, любовь к книге.
иллюстрации к сказкам, картинки для вырезания , клей
Предварительная работа:
Чтение сказок А.С.Пушкина.
Просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина.
Прослушивание аудиосказок А.С. Пушкина.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта.
Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.
Организация выставки детского творчества на тему сказок А.С.Пушкина
Ход НООД.
I. Вводная часть.
- Ребята, Скажите пожалуйста, а вы знаете где живут книги?(в библиотеке)
- Да, конечно, в библиотеке. В библиотеке очень много книг. У нас с вами в группе конечно не библиотека, но тоже есть много интересных и познавательных книг. Так вот, сегодня утром я рассматривала книги, которые стоят у нас в книжном уголке и заметила, что больше всего книг – это книги со сказками.
- Ребята, скажите, а вы любите сказки? (Да)
-Конечно, сказки любят и знают все.
Назовите, какие сказки вы знаете? (дети называют известные им сказки)
- Молодцы! Я вижу, что вы знаете и любите сказки.
- Ребята, а как вы думаете, кто сочиняет сказки? (Писатели и народ)
- Все верно. Сказки, которые сочиняет народ – это народные сказки. Они передавались из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам, внуки вырастали и рассказывали эти сказки своим детям. А есть сказки, которые сочинили писатели (авторы) они записывали свои сказки и эти сказки мы можем прочитать.
II. Основная часть.
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочную страну, где живу сказки. Вы согласны? (Да)
Тогда в путь!
Чтобы попасть в сказку нужно сказать волшебные слова:
-Раз, два, три сказка появись!
Закрываем глазки и все вмести произносим тихо, тихо:
-Раз, два, три сказка появись!
На доске (дуб, кот ученый)
- Посмотрите, какое большое дерево. Как оно называется? (Дуб)
- Верно дуб, но это необычный дуб. На нем цепь, кот ученый ходит по цепи кругом.
- Какой поэт – писатель придумал и описал именно этот сказочный дуб?
(А.С. Пушкин)
Показ портрета (А.С. Пушкин и Арина Родионовна)
- Посмотрите, вы конечно же узнаете Великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина.
- У Александра Сергеевича, когда он был маленьким, была няня Арина Родионовна, которая часто рассказывала ему сказки. Одни сказки она слышала от других, а другие придумывала сама. На основе сказок Арины Родионовны А.С. Пушкин создал сказки, которые знают и любят не только в нашей стране, но и во многих других странах мира.
- Сказочная страна, которую придумал А.С. Пушкин, называется Лукоморье. Именно по Лукоморью мы отправляемся с вами путешествовать.
- А кто из вас знает, что такое Лукоморье? (это остров, морской залив)
- Ребята, посмотрите, а что это под дубом? Конверт.
Письмо
Письмо от ученого кота
Дорогие Ребята, по сказочной стране прошел слух, что вы очень хорошо знаете сказки А.С. Пушкина. Вот я и хочу проверить, правда ли это? На листьях сказочного дуба я спрятал задания для вас. Только тот, кто пройдет эти испытания, будет считаться Знатоком сказок А.С. Пушкина и сможет попасть в Лукоморье.
- Посмотрите, на сказочном дубе листочки с заданиями. Узнаем, какое 1-е испытание приготовил нам кот ученый.
1 листок
Ученый кот спрашивает:
Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете, то незамедлительно называйте!
-«Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о золотом петушке». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане».
«Сказка о попе и о работнике его Балде
Показ (обложки книг сказок А.С. Пушкина)
Молодцы! Посмотрите, вот они обложки книг со сказками Пушкина.
(перечисляю названия книг)
- Но это было легкое задание и вы с ним конечно же справились.
Отрывают дубовый листок со 2 заданием)
Возьмем его и узнаем, какое еще испытание приготовил кот ученый
2 листок
Согласитесь без опаски вспомнить все эти сказки, которые назвали. Если правильно ответите на вопрос, экран покажет нам ответ.
Послушайте внимательно отрывок из сказки и назовите сказку.
-Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
Иллюстрация («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет...
Иллюстрация («Сказка о царе Салтане»...)
-Коль кругом все будет мирно, Там сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит, и встрепенется, И в то место обернется. («Сказка о Золотом Петушке»...)
- Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее?
и услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет.
Ты на свете всех милее
Всех румяней и белее…
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
-С первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка Лишился поп языка; А с третьего щелка Вышибло ум у старика.
(«Сказка о попе и о работнике его балде)
-Молодцы! и с этим заданием вы справились. А сейчас мы отправляемся дальше в путешествие и немного отдохнем.
Физкультурная пауза
(под дубом ларец)
- Ну вот, пока мы с вами отдыхали, у корней сказочного дуба кот ученый приготовил нам еще одно испытание:
Что это – это ларец с заданием.
(в руках шкатулка, открываю, достаю и читаю листок с заданием)
В ларце задание от ученого кота
У меня для вас ребятки, средь корней под дубом этим
есть ларец, а в нем предметы. Как они туда попали и кому принадлежали?
В ларце находятся карточки, на которых изображение какого-то предмета или героя из сказки, чтобы вернуть их в свою сказку, вам нужно будет достать из ларца карточку, назвать, что на ней изображено и что это за сказка.
(дети по очереди подходят к ларцу и достают по одной карточке)
Предметы:
- Яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Разбитое корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Бочка («Сказка о царе Салтане»)
- Белочка («Сказка о царе Салтане»)
- Месяц («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
- Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Говорящее зеркало («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Золотой петушок («Сказка о Золотом петушке»)
- Лебедь («Сказка о царе Салтане»)
- Черт («Сказка о попе и о работнике его Балде»).
- Невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Орешки («Сказка о царе Салтане»)
- Молодцы! И с этим заданием кота вы справились.
Срывают дубовый листок с 4 заданием)
4 листок
- Вот еще один волшебный листок с дуба срываю, а там «Сказочные загадки».
Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!»
ПЕТУШОК
Кто говорил и в какой сказке
«Ты прекрасна, спору нет!... Всех румяней и белее
ЗЕРКАЛО
На чем плыли по морю князь Гвидон с матерью?
В БОЧКЕ.
Князь Гвидон 3 раза превращался в насекомых, назовите их.
КОМАР, МУХА, ШМЕЛЬ
В сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»королевич Елисей искал свою невесту и никак не мог найти. К кому он обращался, у кого спрашивал:
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой
Я жених ее?
СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ, ВЕТЕР
В сказке «О царе Салтане» Царевна-лебедь выполняет 3 чуда по желанию князя Гвидона. Об этих чудесах он узнает от ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи, когда летает, превратившись в комара, затем в муху, о потом и в шмеля к царю Салтану. Назоваите эти чудеса.
БЕЛКА, 33 БОГАТЫРЯ, ЦАРЕВНА
1-е Белка песенки поет
Да орешки все грызет... А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд;
2-е В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.
3-е Лебедь обернулась царевной
Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.
Что просил старик у Золотой рыбки по приказу старухи:
Новое корыто,
новую избу
Старуха захотела стать столбовой дворянкой,
вольною царицей,
владычицей морскою
Молодцы! Вы знаете сказки А.С. Пушкина, но Кот ученый просто так никого не впускает в сказочное Лукоморье, и придумал еще задание для вас.
дубовый листок с 5 заданием)
- Срываем следующий дубовый листок и что там:
(читаю задание №5 на дубовом листке)
5 листок
Кот ученый просит вас помочь ему: У него были картинки с любимыми сказками Пушкина, которые художники - иллюстраторы рисовали к книгам, а художники – мультипликаторы к мультфильмам по сказкам А.С. Пушкина, но кто-то взял их и разрезал на несколько частей. Каждую разрезанную картинку кот сложил в отдельный конверт. Вам необходимо собрать картинку, и назвать из какой сказки у вас оказалась иллюстрация.
Игра «Собери картинку».
Вот каждому из вас конверт с частями картинки. Садитесь за столы и помогите восстановить картинки.
(дети собирают из частей, целую картинку, и называют сказку)
- Молодцы! Помогли коту восстановить картинки и правильно назвали из каких они сказок.
дубовый листок с 6 заданием)
- А мы с вами дальше отправляемся в путешествие по Лукоморью. Садитесь опять на стульчики и посмотрите внимательно на дуб. Что вы видите – 6 дубовый листок с заданием от ученого кота. Срываю его, и что же там.
6 листок
Кот ученый пишет: Я живу так много лет, что память меня последнее время стала подводить. Что-то сказки мои любимые стал я забывать. Что делать, начало помню, а конец забыл.
-Ребята, давайте поможем коту!
- Я буду начинать строчку из сказки, а вы мне подсказывать слова.
- Приготовились внимательно слушать.
1.Жил со своею старухой
у самого синего….(моря)
2.Родила царица в ночь не то сына не то дочь
Не мышонка, не лягушку, а неведому…..(зверюшку)
3.Белка песенки поет,
да орешки все…..(грызет)
4.Нужен мне работник:
повар, конюх и …..(плотник)
5.И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи…..(кругом)
6.Ах ты мерзкое стекло!
Это врешь мне ….(назло)
7. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка….(Золотого петушка)
8.Месяц, месяц мой дружок
позолоченный…..(рожок)
III. Заключительная часть.
(кот ученый, лукоморье, Пушкин)
Наше путешествие подошло к концу и кот ученый прощается с вами, пора оправляться домой.
- Вам понравилось наше путешествие?
(Да)
- На память о том, что мы с вами побывали в Лукоморье останется в группе у нас вот такой дуб, но мне кажется, что на этой картине чего-то не хватает. Я предлагаю вам добавить в нее героев сказок А.С. Пушкина.
- Вот у меня на столе герои сказок. Выберите, кого бы вы хотели поселить в Лукоморье, но будьте внимательны, там оказались герои, не только сказок А.С.Пушкина, но и других сказок, они отправятся в свои сказки.
-Перед вами картинки с персонажами, клей- карандаш, клеенки. Приступайте!
(дети приклеивают героев сказок Пушкина).
Итог:
Наше занятие подошло к концу, герои сказок Великого Русского поэта и писателя А.С.Пушкина оказались в Лукоморье.
- Давайте еще раз вспомним про какие сказки мы сегодня с вами говорили?
-«Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о золотом петушке». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане».
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
- Чему учат эти сказки? Чем они заканчиваются?
(добро побеждает зло; нельзя быть жадным и злым; нужно помогать другим)