kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект ОД по области «Познавательное развитие» В средней группе «Русский народный костюм»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:познакомить детей с русским народным костюмом.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представлений о декоративно-прикладном искусстве русского народа, о его духовной культуре;
  2. Способствовать формированию представлений о символике в украшении русского костюма, о творчестве русского народа, о его культуре и традициях;
  3. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;
  4. Создавать условия для обогащения и активизации словаря детей (сарафан, кокошник, лапти, орнамент, косоворотка, кепка);
  5. Создавать условия для воспитания интереса к русскому народному творчеству.

Материал: две куклы в русских национальных костюмах (мальчик и девочка), предметы русской народной одежды и обуви (сарафан праздничный и будничный, женская рубаха, кокошник, платок, косоворотка, брюки, кепка), презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект ОД по области «Познавательное развитие» В средней группе «Русский народный костюм»»

Конспект ОД по области «Познавательное развитие»

В средней группе

«Русский народный костюм»

Цель:познакомить детей с русским народным костюмом.


Задачи:

  1. Способствовать формированию представлений о декоративно-прикладном искусстве русского народа, о его духовной культуре;

  2. Способствовать формированию представлений о символике в украшении русского костюма, о творчестве русского народа, о его культуре и традициях;

  3. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;

  4. Создавать условия для обогащения и активизации словаря детей (сарафан, кокошник, лапти, орнамент, косоворотка, кепка);

  5. Создавать условия для воспитания интереса к русскому народному творчеству.


Материал: две куклы в русских национальных костюмах (мальчик и девочка), предметы русской народной одежды и обуви (сарафан праздничный и будничный, женская рубаха, кокошник, платок, косоворотка, брюки, кепка), презентация.


Ход занятия:


Этапы образовательной деятельности


Деятельность воспитателя


Деятельность детей

Вводная часть

(организационный и мотивационный момент)


Сюрпризный момент


Рассказ.

(Словесный метод)

Просмотр презентации

(Наглядный метод)



2 слайд

Воспитатель. Посмотрите, к нам гости пришли. (Кукла мальчик и девочка, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.


Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.

Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин– «сударями».



(Ответы детей).



Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?


Дети слушают рассказ воспитателя и рассматривают слайды презентации.


Основная часть

Упражнение (практический метод)


Беседа, наблюдение

(Словесные и наглядные методы)












Просмотр презентации

(Наглядный метод)






Физкультминутка







Рассказ, просмотр презентации и рассматривание натуральных предметов русского костюма.

(Наглядный метод)




















Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Куклы: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.


Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

-Какой цвет волос у Марьюшки? (светло-русые)

-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)

-А какие глаза? (голубые, небесные)

-Какой цвет волос у Иванушки? (коричневый)

-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)

-А какие глаза? (темно-карие)


Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор.

Воспитатель: Во что же одет Иванушка?

Дети: В рубаху, штаны, лапти; рубаха подпоясана поясом самотканым.

Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Белый цвет – это символ чистоты, радости, обновления.

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Черный – богатство.


Воспитатель: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета.

(Рассматривают костюмы)

3 слайд

Основной одеждой , причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха

Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было.

Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.

4 слайд

Рубаха – основа женского народного костюма. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.

Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали Понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма. Понёву со временем вытеснил более удобный наряд – сарафан.

5 слайд

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Его носили и молодые девушки, и замужние женщины.

Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.


Воспитатель: Чтобы вышивать русские красавицы разминали свои пальчики:

Физминутка:

Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук) .


6 слайд

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи - косоворотки. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником.

7 слайд

А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме!

8 слайд

Ребята посмотрите на экран (вот такая обувь была в старину)

Русская обувь: летом лапти и зимой валенки и сапоги.


9 слайд

Головные уборы

1.Валенка

2.Коруна

3.Картуз

4.Повязка

5.Кокошник


10 слайд

Ценилась одежда в старину очень высоко!

Она переходили по наследству из поколения в поколение. Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным. Бережное отношение к одежде определило строгое разграничение повседневного и праздничного костюма. По степени изношенности все сословия разделяли ветшалое платье (старое), вседневное (повседневное) и лучшее (нарядное). Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили. Одежда составляла предмет богатства дома.


11,12 слайды




Дети: «Как вас звать сударыня и сударь?»



Дети:» Красивые, ласковые, нежные, добрые…»

(Ответы детей)










Дети рассматривают русские узоры на одежде на слайдах презентации.







Дети повторяют за воспитателем движения и слова.





Дети просматривают презентацию параллельно обследуют настоящие предметы русского народного костюма.














(Ответы детей)

Дети называют отличия и сходства.


Дети играют.

Завершение образовательной деятельности



Раскрашивание




Беседа

(Словесный метод)




13,14 слайды

Ребята давайте с вами поиграем в игру «Найди отличия»

Как нарядятся судари и сударушки на праздник, так любят поиграть! И мы с вами попробуем.


Дети, а теперь давайте попробуем раскрасить сарафан и кокошник девочки в русско-народной традиции.

Раскраска девочка в сарафане



Воспитатель: Молодцы, наигрались. Много нового мы сегодня узнали!

-Что мы видели?

- Какие слова новые узнали?

- А теперь, пора прощаться с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о Руси, о традициях нашего народа.

Дети играют








(Ответы детей).


Дети прощаются




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Алдошина Елена Сергеевна

Дата: 22.11.2019

Номер свидетельства: 528178


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства