- А вы знаете, что страна Сказок и страна Математика – это близкие подруги. Я предлагаю вам русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Посмотрим, что из этого получится.
- Вспомним начало сказки:
Дети: «Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старуха, колобок. Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть (т.е. остудиться). (Показ картинки Колобка).
- Что было дальше?
Дети: Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке.
Воспитатель: катится Колобок, катится, а навстречу ему …Ежик. (Показ картинки ежа).
Зайчик: Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Зайчик, лучше задай мне задачи.
Воспитатель: давайте поможем Колобку решить задачи, иначе Зайчик может съесть его.
Задания Зайчика:
1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
2. Сколько орехов в пустом стакане?
3. Если съесть одну сливу, что останется?
4. У кого больше лап: у утки или утенка?
5. Сколько хвостов у трех котов?
6. Сколько ушей у двух мышей?
Зайчик отпустил Колобка. Катится Колобок дальше, а навстречу ему Волк. (Показ картинки волк)
Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Волк, лучше вопросы трудные и задания сложные задай.
Задания Волка:
1. Какое число следует за числом 7?
Какое число стоит перед числом 9?
Назовите числа больше 4, но меньше 7.
Назовите числа больше 2, но меньше 5.
Сколько дней в недели?
Назовите соседей среды.
Как называется 5 день недели?
Сколько месяцев в году?
Заяц отпустил Колобка.
Катится Колобок дальше, а навстречу ему Мышка. (Показ картинки мышки)
Мышка: -Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, Мышка, лучше примеры или задачи наитруднейшие задай. Задания Мышки:
Принесла я с поля 5 колосков, а потом еще 2. Сколько колосков у меня стало? Решите эту задачу с использованием числового ряда. (Дети выкладывают решение задачи с помощью символов).
На ветке сидело 6 воробьев, 3 из них улетели. Сколько воробьев осталось на ветке? А теперь ты сам, Колобок, придумай задачу и выложи её с помощью символов. (Дети выкладывают свою задачу, а потом её проговаривают.) Отпустила Мышка Колобка, и покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Медведь. (Показ картинки медведя)
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, Медведь, лучше мне вопросы математические задай. Задания Медведя:
Есть у меня 2 медвежонка. Все время между собой спорят: у кого больше, у кого меньше. Вот хочу им по 1 полотенцу подарить, а вот как сделать их одинаковыми – не знаю. (Дети делят полоски на 2 части). Воспитатель показывает 1полоску и говорит: «А может эта полоска длиннее?» (Ответы детей.) Тогда помоги мне, Колобок, разделить вот эту полоску на 4 части. Это будут салфетки – мне, медведице и 2 медвежатам. (Дети делят полоски на 4 части.) Сколько же мне достанется? Медведице? 2 медвежатам? (Ответы детей.) Спасибо тебе, Медведь. И покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Белочка. (Показ картинки белочки) -Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, Белочка, лучше подари мне игру. -Хорошо. Вставайте в круг быстрее. Поиграем в игру «3, 13, 30». С помощью считалочки выберем ведущего:
1, 2, 3, 4 ,5
Нам друзей не сосчитать.
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Если ведущий говорит: «3» - все игроки разводят руки в стороны, если 13 –
поднимают руки вверх, если 30 – руки на пояс. Ведущий называет любое из этих 3 чисел. Кто ошибается, тот становится ведущим. Выигрывает тот, кто ни разу не был ведущим.
Колобок поблагодарил Белочку, и покатился дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему ежик. (Показ картинки ежика)
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня ежик, лучше в игру мою поиграй «Продолжай – не зевай».
7 – это 6+..
7 - это 5+…
7 – это 4+…
7 – это 3+…
7 – это 2+…
7 – это 1+…
И покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Лиса. (Показ картинки лисы) - Колобок, Колобок, я тебя съем! - Не ешь меня, Лиса, а лучше задания какие-нибудь хитрющие задай. Задания Лисы: Здесь зашифрованы слова. Расшифровать сможет их только тот, кто правильно решит примеры. Получив ответ, нужно вместо цифры подставить соответствующую ей букву и прочитать получившиеся слова.
А Д З И М О Р С К
1 2 3 4 5 6 7 8 9
5 – 3 = 3 + 2 = 9 – 1 = 4 + 4 = 6 – 3 =
3 + 3 = 5 – 1 = 1 + 0 = 7 – 1 = 2 + 2 =
6 – 1 = 5 + 2 = 8 – 6 = 10 – 1 = 4 + 1 =
дом мир сад сок 6 – 5 = зима
После задания Лисы ребята встают и выполняют вместе с воспитателем Пальчиковую игру «Назови зверей» :
Раз, два, три, четыре, пять, Дети сжимают и разжимают кулачки. Будем мы в зверей играть. Ежик Показывают ладони с переплетенными и растопыренными пальцами. Зайка Показывают кулачок с выпрямленными указательнымти средним пальчиками.
Серый волкГоризонтально держат ладонь с поднятым вверх большим пальцем. Серый волк – зубами щелк. Разводят пары пальчиков – волк открывает пасть. Лось с ветвистыми рогами, Показывают ладони с растопыренными пальцами. Лось со стройными ногами. Показывают опущенный вниз указательный и средний пальцы на обеих руках. И медведь зубастый, бурый, Двумя ладонями показывают зубастую пасть. И медведь с лохматой шкурой. Резко разжимают сжатые кулачки. Раз, два, три, По порядку назови: Ежик, зайка, волк, лось, медведь. Любит он в кустах реветь.
- А теперь наитруднейшее задание. Это графический диктант. (Дети рисуют зайчика).
Колобок поблагодарил Лису и покатился дальше и дальше по дорожке. По пути встречался со многими лесными жителями, узнавал много нового и свои знания передавал другим. А вам, ребята, лесные жители приготовили маленькие сладкие подарочки (угощение детей конфетами).