Просмотр содержимого документа
«Конспект ОД для детей ТНР подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром «Беседа о птицах»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №80»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Беседа о птицах»
Выполнила: воспитатель логопедической группы
высшей категории Кострова Валентина Яковлевна
Дзержинск
Цель занятия: пополнение и активизация словаря по теме «Птицы»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
расширение и актуализация словаря по теме «Птицы», активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, что у них общее (оперение, крылья, клюв, шея, ноги), что разное (нет перьев, форма клюва, способ передвижения);
совершенствование грамматического строя речи;
совершенствование синтаксической стороны речи.
Коррекционно - развивающие:
развивать временные представления; закрепить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц, о приносимой пользе;
развивать связную речь, общие речевые навыки, координацию речи с движениями; упражнять детей в составлении описательных рассказов о птицах по картинкам;
развивать внимание, восприятие, память, мышление;
развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально;
воспитывать уважительное отношение друг к другу;
воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Активизация словаря: зимующие птицы, перелётные, оперение, название птиц, щебетание птиц.
Материал: иллюстрации с изображением птиц, запись «Голоса леса»
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Пусть день сегодня будет ярким, солнечным, а настроение у вас будет радостным и веселым! Давайте вспомним правило нашего занятия:
Внимательно слушай,
Другим не мешай.
Когда тебя спросят,
Тогда отвечай
2. Введение в тему.
На доске вывешены иллюстрации с изображением птиц: вороны, грача, дятла, скворца, ласточки, синички, сороки, голубя, утки.
Воспитатель: Ребята, кого вы видите на картинках?
Дети: Мы видим на картинках птиц
3. Постановка цели.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о птицах, о том, что у них одинаковое, а что разное.
4. Беседа по теме занятия.
Воспитатель: Вот скажите, почему вы догадались, что это птицы.
Дети: У них есть крылья, они умеют летать, тело птицы покрыто перьями, у всех птиц есть клюв, две ноги с острыми коготками.
Воспитатель: Вы верно отметили у птиц общее. А сейчас скажите, что же у них разное?
Дети: У них оперение разное.
Воспитатель: Правильно, у них у всех разный цвет перьев. Кому какая птица понравилась по оперению?
Дети: отвечают (Заслушать рассказы детей по предложенному плану воспитателя о красивом оперении птиц)
Воспитатель: Вы молодцы! Вот видите, какими различными по оперению могут быть птицы. А как вы думаете, есть ли у птиц шея?
Дети: Есть, но она закрыта перьями, как воротничком.
Воспитатель: А когда шея хорошо видна?
Дети: Когда птица вытягивает её, когда чистит пёрышки, когда поворачивает голову.
Воспитатель: Все птицы отличаются оперением, а ещё чем они отличаются?
Дети: У всех птиц разные ноги. У утки на ногах между пальчиками есть перепонки, поэтому они похожи на ласты, помогают утке грести, как вёслами ( ответы 2-3 детей)
Воспитатель: А ещё чем птицы отличаются друг от друга?
Дети: Отличаются тем, что одни ходят, а другие прыгают: воробьи, синички, сороки.
Воспитатель: Посмотрите на клювы птиц. Отличаются они?
Дети: Клювы птиц отличаются друг от друга. У утки он широкий и плоский, помогает ей вылавливать корм в воде, у дятла — длинный и крепкий, помогает долбить дерево, у воробья он маленький, потому что он клюёт мелкие зёрнышки.
Воспитатель: Вот, дети, оказывается, у всех птиц много общего: есть крылья, тело их покрыто перьями, они умеют летать, у них есть шея, клюв, ноги. Но в то же время они отличаются друг от друга: у них разное оперение, разные ноги, они по-разному передвигаются.
Предлагает послушать запись «Голоса леса». Что вы слышали?
Дети: Мы слышали, как пели и щебетали птицы в лесу.
Воспитатель: Когда поют птицы?
Дети: Весной, до появления птенцов.
Воспитатель: А почему осенью затихают птичьи голоса?
Дети: Многие птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Грачей, уток, ласточек, журавлей.
Воспитатель: Найдите и покажите перелётных птиц на наших картинках. Почему птицы покидают родные места?
Дети: Зимой мало пищи, и птицы погибнут от холода и голода.
Воспитатель: Покажите зимующих птиц, которые есть на наших картинках. Как вы думаете, что надо делать, чтобы птицам было легче зимовать?
Дети: Нужно подкармливать птиц, делать кормушки.
Воспитатель: Я вижу, что вы хорошо знаете перелётных и зимующих птиц, знаете, как им помочь в трудное время. А почему люди заботятся о птицах?
Дети: Потому что они наши друзья, приносят пользу, клюют вредных жучков, потому что они весело поют, с ними веселее жить.
Воспитатель подтверждает ответы детей.
4. Загадки о птицах
Воспитатель:А теперь послушайте загадки о птицах:
Черный жилет, красный берет, нос как топор, хвост как упор
Черный, проворный, по полю ходит, кричит «крак», всем червям враг
Ты с модницей этой, конечно знаком
Вертушке на месте никак не сидится,
Всё хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали загадки и на «отлично» справились с этим заданием!
5. Итог занятия:
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами говорили о птицах, отметили, чем они похожи, чем отличаются, о том, какую приносят пользу, какие перелётные, какие зимующие. Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями и соблюдали правила занятия.
Вам понравилось наше занятие?
Что было трудным?
Что для вас оказалось интересным?
А сейчас ещё раз послушайте прекрасное щебетание птиц в весеннем лесу (слушание записи)