Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности в средней группе по ФЭМП с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича «Поможем девочке Дольке».»
Конспект образовательной деятельности в средней группе по ФЭМП
с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича
ЦЕЛЬ: формирование умственных способностей и математических представлений, формирование навыков мышления и логического рассуждения, помочь применять полученные знания при выполнении заданий.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Закрепить навыки счета в пределах 5 (умение сравнивать количество предметов, определять их равенство или неравенство на основе составления пар; уравнивать неравные группы способом добавления к меньшей группе один предмет), умению соотносить цифру с количеством предметов.
Совершенствовать умение сравнивать предметы разной длины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величин, обозначить размерные отношения предметов в ряду, употреблять в речи слова короткий, длиннее, самый длинный.
Закреплять представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике.
Совершенствовать умение ориентироваться в частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
Коврограф, сказочные персонажи фиолетового леса: девочка Долька, веселые Гномики, пчелка Жу-жа, Золотой плод знаний, палочки Кюизинера, игра «Чудо – цветик» В. Воскобовича, геометрические фигуры, фигурки- паровозики, макет частей суток, картинки с изображением частей суток (утро, день, вечер, ночь), демонстрационный материал для счета, цветные липкие полоски.
ХОД:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Чем больше в мире доброты,
Тем счастливей я и ты!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель:
Кто-то бросил нам в окошко
Посмотрите – письмецо!
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, уронил?
(Читает письмо)
Здравствуйте, дорогие ребята!
Меня зовут девочка Долька. Живу я в сказочной стране Фиолетового леса. В нашем лесу случились неприятности. Незримка Веюсь набезобразничал, расколол Золотой Плод Знаний и заколдовал его. Мы не можем его собрать, нужна ваша помощь. Но собрать его могут только те, кто много знает и умеет. Помогите, пожалуйста, ребята! Ваша девочка Долька.
Воспитатель:
Ребята, девочка Долька просит нас, чтобы мы помогли собрать Золотой Плод Знаний! А вы знаете, что это такое?
В каждой сказочной стране есть свои сокровища, а в Фиолетовом лесу – это Золотой Плод Знаний! Его собрать могут только те ребята, кто много знает и умеет. За каждое выполненное задание вы будете получать Золотую Чешуйку Знаний. Ну, что, поможем девочке Дольке собрать Золотой Плод Знаний?
На чем мы отправимся в эту сказочную страну?
Послушайте загадку:
Железные избушки, прикреплены друг к дружке,
Одна из них с трубой, ведет их за собой.
Назови этот вид транспорта?
Дети: Поезд.
Воспитатель:
Но прежде, чем отправиться в путь, нам необходимо построить эти поезда. Садитесь за столы.
- Ребята, перед вами главный паровозик, к нему нужно прикрепить вагончики.
Перед вами цветные палочки – они разного цвета и разной длины – это и будут вагончики. Сначала мы подготовим наши пальчики, чтобы они были ловкие и подвижные.
Пальчиковая гимнастика:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому-
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья
Друг без друга нам нельзя.
Наши пальцы-мастера,
За работу нам пора.
Слушайте внимательно задание:
К главному вагончику нужно прицепить сначала короткий, потом длиннее и самый длинный вагончик.
Беритесь за дело дружно
Поезд нам построить нужно,
Каждый палочку возьмет
И вагончик свой найдет!
Какие красивые получились у вас паровозики!
Вопросы к детям:Сколько всего вагончиков в поезде? (3).
Покажи короткий вагончик? Какого он цвета?Какой длины?
Какого цвета самый длинный вагончик?
Какой вагончик находится между коротким и длинным?
Какого цвета 1 вагончик? (2-й, 3-й)
Назови вагончики, начиная от короткого до самого длинного
Назови вагончики, начиная от длинного до самого короткого
-Ребята, вы правильно выполнили задание, поэтому получаете первую Чешуйку Знаний. А сейчас все вместе хором:
Вагончики, вагончики
Торопятся, спешат.
Везут в деревню Сказкино
Компанию ребят.
Вот мы и приехали в сказочную страну Фиолетового леса и нас встречает девочка Долька.
-Ребята, посмотрите, как много друзей у Дольки – это веселые Гномики! У каждого из них есть имя:
Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле.
Сколько всего гномиков?
Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего гномиков? ( Посчитать)
Ребенок считает: 1, 2, 3, 4,5.
Сколько всего гномиков? ( Всего 5 гномиков).
Девочка Долька вырастила для своих друзей огромную клубнику и хотела бы их угостить, но не знает всем ли гномикам хватит клубники.
Ребята, давайте, ей поможем сосчитать ( Ребенок считает клубнику: 1,2,3,4.) . -Сколько всего клубничек? ( Всего 4 клубнички).
-Всем гномикам хватит? (Нет)
-Чего больше, гномиков или клубничек? (Гномиков)
-Что нужно сделать, чтобы стало поровну? (Добавить одну клубнику).
-Сколько гномиков? ( Пять) А клубничек? (Пять)
-Как мы скажем? ( Поровну или одинаково)
-Вы получаете еще одну Чешуйку Знаний!
Задание: «Протяни дорожку».
Воспитатель:
Девочка Долька не только не умеет считать, но и не знает цифр, посмотрите, ребята, на поляну. Правильно ли она соединила цифру с количеством предметов? (Нет)
Давайте ей поможем правильно выполнить задание? (Дети выполняют задание)
-Вы получаете еще одну Чешуйку Знаний.
Задание: «Пригласительный билет».
У девочки Дольки много друзей, которые живут в обычном лесу. Ходили звери в гости друг к другу, стало им скучно, решили они пригласить к себе в гости детей из детского сада. Прилетели к вам вот такие пригласительные билетики. Они разного цвета и разной формы. У каждого зверя свой домик – разного цвета и разной формы.
У меня в руке круг желтого цвета – я иду в гости к Мишке, потому что у него домик круглой формы- желтого цвета.
Задание: Каждый из вас должен сейчас рассказать всё о своем билетике: как называется фигура? Если есть углы, то сколько их? Сколько сторон и какой они длины (одинаковые или разные).
Дети рассказывают о своих билетиках и идут в гости к тому зверю, у которого дом такого же цвета и формы.
- Молодцы ребята, вы справились с этим заданием, поэтому получаете еще одну Чешуйку Знаний!
Физминутка. «Хоровод с пчелкой Жу-жой»
В Фиолетовом лесу живут не только девочка Долька, Гномики, но и пчелка Жу-жа. Хотите с ней поиграть?
Становитесь в круг опять,
Будем с пчелкой мы играть.
(Выбирается ребенок, становится в центре круга, на голову одевается шапочка пчелки Жу-жи.)
Готовы! Идем по кругу!
Дети: Пчелка Жу-жа, где была?
Жу-жа: Тут и там,
Тут и там.
Дети: Где летала?
Жу-жа: По цветам, по цветам.
Дети: Что домой ты принесла?
Жу-жа: Мёда! – Ужжжжжжжалю!!!
( Догоняет детей, старается прикоснуться – затем дети подходят к воспитателю.)
Воспитатель: Пчелка песенки поет,
И гостей к себе зовет.
Приходите в гости к ней,
Будет вместе веселей!
Ребята, пчелка Жу-жа нас приглашает в гости. А что любит пчелка? ( Цветы)
Так давайте приготовим ей цветы?
Задание: «Чудо-цветик» ( В.В. Воскобович)
Ребята, посмотрите, какие красивые цветы для плелки Жу-жи вырастила девочка Долька. ( Дети рассматривают на коврографе цветы).
-Девочка Долька передала нам коробок, сейчас посмотрим, что в нем:
Коробок, коробок,
Разукрашенный бочок,
Ну-ка, крышу открывай,
Нас скорее удивляй!
(Достает поднос с цветными дольками, дети садятся на коврик и под музыку «Полянка» - русская народная мелодия, дети выкладывают цветочки).
- Ребята, какая у нас красивая получилась поляна. Скажите, а какое сейчас время года? (Весна)
-Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о своем цветочке.
- Из каких долек составлен цветок? Какого цвета каждая долька и как она называется?
Ребенок: У меня в моем цветочке: 1 долька фиолетового цвета, двудолька зеленого цвета и трехдолька оранжевого цвета, еще одна долька желтого и одна голубого цвета.
Дети по очереди рассказывают о своих цветах.
- Ребята, вы получаете еще одну Золотую Чешуйку Знаний!
Задание: «Солнечные часики».
В Фиолетовом лесу время не стоит на месте, части суток сменяют друг друга. Жители сказочной страны купили себе Солнечные часики, а как ими пользоваться – не знают. Давайте им поможем?
Стрелка, стрелка, покружись-
Время суток – покажись.
- Какую часть суток показывает стрелка? (Ночь)
- А сейчас? (День, вечер, ночь).
Давайте вместе выполним стихотворение о частях суток
Дети: Утро, день, вечер, ночь,
Убежали сутки прочь,
Чтоб о сутках не жалеть,
Нужно каждый час беречь!
-Возьмите, ребята, пожалуйста, картинку на столе. Обратите внимание на то, что на ней изображено – какая часть суток. Сейчас будем играть!
- Стрелка на часах будет показывать часть суток. У кого картинка соответствует этой части, вы должны будете поднять эту картинку. Готовы?
Воспитатель показывает стрелкой часть суток, а дети поднимают соответствующую картинку, потом рассказывают о ней. (Утро – девочка делает зарядку; ночь – мальчик спит в кроватке; день – дети играют в мяч; вечер – вся семья ужинает за столом).
- Ребята, получите еще одну Золотую Чешуйку Знаний! Посмотрите, какой красивый получился Золотой Плод Знаний!
Вы просто молодцы ребята! Много знаете и умеете!
РЕФЛЕКСИЯ:
Вопросы:
-Ребята, какое полезное дело мы с вами сделали? ( Помогли девочке Дольке собрать Золотой Плод Знаний).
- Какие задания вам понравились больше всего? Что было трудным для вас?
За что ты можешь себя похвалить?
Что особенно хорошо тебе удалось?
С кем ты сегодня поделишься о своих впечатлениях? Кому расскажешь о нашем путешествии? (Другу, маме, бабушке).
Девочка Долька говорит вам спасибо и приготовила для вас сюрпризы. (Раздача сюрпризов).
Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад! Поехали!