Цель: Закрепить и обобщить знания детей по темам, пройденным в учебном году.
Задачи:
1.Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: деление слова на слоги; звуки русского языка, антонимы; синонимы; составление предложений, составление текста по серии картинок;
2. Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, грамматический строй речи, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
3.Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование: Бутылка с письмом от пиратов. Буквы, картинки с изображением животных, сюжетные картинки для составления рассказа, сундук с сокровищами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мне приснился необычный и странный сон. И мне хотелось бы вам его рассказать, но события в нем так перепутались, что, проснувшись утром, я ничего не запомнила, кроме одного сюжета.
Мне приснился одноглазый пират.
Воспитатель: А вы знаете, кто такие пираты? (морские разбойники)
Воспитатель: Да, действительно, это морские разбойники, которые плавали по морю на больших кораблях и грабили другие корабли. Во сне я видела, как пират Крюк прятал клад. И вы не поверите, когда я проснулась, то увидела эту бутылку, а в ней лежало письмо. Конечно, такое чудо может произойти только в сказке, но оно случилось в нашей с вами жизни.
ПИСЬМО:
Я пират и зовут меня капитан Крюк. Я спрятал клад на одном острове.
Но чтобы его найти, надо путь трудный пройти. Я дам вам карту сокровищ, но вам необходимо выполнить все мои задания.
Воспитатель: Ну что хотите отправиться в путешествие на поиски клада?
Воспитатель: На чем можно путешествовать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие на корабле. Все согласны? Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Но сначала нам нужно придумать название нашего корабля. (предложения детей)
Воспитатель: Давайте назовем наш корабль «ДЕЛЬФИНЕНОК»
Воспитатель: Нам нужно определить все звуки в этом слове. Но сначала скажите на какие 2 группы делятся звуки? (гласные и согласные).
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными (А, О, Э, Е, И, Ы, У, Ё, Ю, Я.)
Воспитатель: А какие согласные звуки вы знаете (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.)
Воспитатель: Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, называть каждый звук в слове ДЕЛЬФИНЕНОК, определять гласный он или согласный и находить букву которая его обозначает.
(Дети складывают слово из перемешанных букв)
Воспитатель: Молодцы. А теперь можно занять места на корабле и поднять якорь. Сегодня я ваш капитан. Расправили ручки -изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли!
Дети: ш-ш-ш.
Воспитатель: А вот и первый остров. «Остров слогов».
Воспитатель: И вот какие задания мы получили:
Сейчас вы получите карточки, на которых изображены животные. Ваша задача посчитать слоги в названиях животных и расселить их в домики. В домик с одним окошком вы поселите животных, название которых составляет один слог, в домик с двумя окошками – два слога, а в домик с тремя окошками – животных, название которых состоит из трех слогов.
(Тигр, слон, еж, волк, лев, лось, конь, зебра, лиса, заяц, медведь, жираф, кошка, белка, кабан, коза, осел, верблюд, крокодил, собака, пантера, корова, бегемот, носорог, кенгуру.)
Воспитатель: Плывем дальше? Закрываем глазки и отправляемся на следующий остров.
Воспитатель: А следующий остров называется «Остров слов».
Воспитатель: Ребята давайте все вместе выйдем на наш остров, встаем в круг.
Воспитатель: Я буду называть слово и бросать мяч, а вы должны называть слова, их по-другому
(помогайте друг другу, если кто-то затрудняется):
Дорога-путь
Азбука-алфавит, букварь
Аромат-запах
Машина-автомобиль,
Беседа-разговор
Друг- товарищ, приятель
Старик – дед
Ребенок-малыш, дитя, крошка
Быстрый-проворный, резвый
Мокрый –сырой, влажный
Аккуратный-опрятный, чистый
Красивый-прекрасный, великолепный, роскошный
Большой-гигантский, огромный, громадный
Страшный-ужасный, чудовищный
Говорить-болтать
Бегать-носиться
Блестеть-сверкать, сиять
Бросать-кидать, швырять
Воспитатель: Молодцы, садимся на места и поплыли дальше, вот и наш следующий остров «Остров Признак»
Воспитатель: Я буду называть слово, а вы слушайте внимательно, поднимайте руку и называйте слово- признак: (Например: Друг – верный, Осень – золотая.) небо, день, волна, рыбка, море, корабль, якорь, моряк, остров.
Воспитатель: Молодцы! Ребята я предлагаю встать в круг и немного размяться.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель: Вы выполнили все задания на этом острове, садимся на свои места и плывем дальше.
Воспитатель: Следующий остров «Остров предложений».
Воспитатель: А из чего состоят предложения (из слов).
Воспитатель: А что происходит со словами в предложении (они связаны друг с другом)
Воспитатель: Какие бывают предложения (длинные и короткие)
Воспитатель: Что ставиться в конце предложения (Точка).
Воспитатель: А вашим заданием будет взять карточки со схемами предложений рассмотреть сколько слов должно быть в вашем предложении и составить по ним предложения. (дети составляют предложения по схемам __ ___ __. __ __ __ __.)
Воспитатель: И с этим заданием справились!
Воспитатель: И последний остров к которому мы с вами приплыли называется «Остров интересных рассказов».
Воспитатель: Капитан Крюк приготовил для вас последнее задание. Вот такие картинки, и предложил вам составить по ним интересный рассказ. Но только все они перепутаны. Попробуем составить?
Воспитатель: Рассмотрите их внимательно. Как вы думаете, эти картинки связаны между собой?
Воспитатель: Что на них изображено (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, в правильном ли порядке расставлены картинки? Для начала картинки нужно расставить по порядку. Какая будет первой в нашем рассказе (2-я,3-я и последняя)
Воспитатель: Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено?
(Дети отвечают)
Воспитатель: А теперь попробуем составить рассказ:
Давайте вспомним, их каких частей состоит рассказ: в рассказе есть начало, середина и конец.
Воспитатель: А еще мы в самом начале даем название рассказу.
Воспитатель: Не забудьте рассказать про погоду и все, что окружает наших героев на картинках.
Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы! У нас получился замечательный рассказ.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами выполнили все задания капитана Крюка.
Давайте поищем где же может быть спрятан клад. (находят клад)
Воспитатель: Откроем?
Воспитатель: Ну, вот ребята - это и есть ваше сокровище.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, оно понравилось? По каким островам мы сегодня путешествовали? Что вам больше всего запомнилось (ответы детей).
Воспитатель: Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.