Цель: формировать умение детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас (в комнате, банке, пакете, губке) и показать способ его обнаружения.
Задачи:
- формировать у детей умение выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет;
- развивать внимание, память, наблюдательность;
- продолжать совершенствовать умение детей анализировать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал: аквариум с водой, 2 банки, бумажная салфетка.
Воспитатель: «Ребята! Я вчера получила письмо. Вот оно, посмотрите какое красивое. Это письмо из далекого космоса от марсиан. Давайте я вам прочитаю его, чтобы вы, узнали, о чем оно:
«Здравствуйте, дети! Нам нужна ваша помощь. Мы увидели вашу планету, и нам очень хочется спуститься на нее. Но, вот беда мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух и можно ли ходить без скафандров. Скорее примите ответ, нам очень хочется побывать у вас в гостях и подружиться с вами. Наш адрес: Космос. Планета Марс. Корабль марсиан. До свидания. Ждем ответа».
Воспитатель: «Ну что ребята, поможем марсианам?
Ответы детей.
Воспитатель: «Слушайте внимательно вопросы, на которые надо дать ответ марсианам:
1. Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?
2. Можно ли его увидеть, потрогать?
3. Для чего нужен воздух?
Дети внимательно слушают вопросы.
Воспитатель: «Сегодня с вами будем проводить опыты с помощью тех предметов, которые я вам приготовила. Проводить опыты это очень серьезная и ответственная работа.
Возьмите полиэтиленовый пакет и внимательно его рассмотрите».
Дети берут пакеты.
Воспитатель: «Ребята, скажите какой пакет?»
Ответы детей. (Пустой, гладкий, плоский, полиэтиленовый).
Воспитатель: «А теперь заполните пакет кубиками. Какой стал пакет?»
Ответы детей. (вздутый, выпуклый, наполненный).
Воспитатель: «Возьмите второй пакет, и скрутите его со стороны отверстия. Что произошло с пакетом?»
Ответы детей. (Надулся, стал выпуклым).
Воспитатель: «Ребята, вы знаете, что пакет выпуклым может быть, когда в нем что-то есть. Как вы думаете, что находиться в пакете?»
Ответы детей. (воздух).
Воспитатель: «Правильно, молодцы! А сейчас подумайте и скажите: Есть ли воздух в банке? Сейчас я вам покажу, как можно проверить есть ли воздух в банке».
Показ опыта. Опустить резко банку с прикрепленной ко дну салфеткой вверх дном в аквариум с водой. А сейчас я достану салфетку. Потрогайте и определите, какая стала салфетка. Почему салфетка осталась сухой? Воздух не дал войти в банку воде, поэтому салфетка осталась сухой.
Показ опыта. Опустить банку вверх дном в аквариум с водой и выпустить пузырьки воздуха. Что выходит из банки? (Воздух). Где еще есть воздух? (В стакане, в вазе и т. д.). А, как вы думаете есть воздух вот в этой губке? Как проверить есть ли воздух в губке (опустить ее в воду).
В случае затруднения предложить детям вспомнить опыт с банкой. Дети самостоятельно определяют присутствие воздуха в губке, опуская ее в тазик с водой. Почему вы решили, что воздух есть в губке? (Потому что выходят пузырьки воздуха). Что, мы определили с помощью опытов? (Что воздух есть вокруг нас везде, его можно увидеть, обнаружить).
Физкультминутка. «Волшебный танец с лентами».
Физкультминутка проводится под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: «Ребята, а как вы думаете, воздух неподвижен, или он двигается?»
Ответы детей.
Воспитатель: «А вы где наблюдали движение воздуха?»
Ответы детей. (На улице).
Воспитатель: «Правильно, ребята. Ветки деревьев колыхаются, снег метет, листья гоняют. Ребята, а мы тоже можем с вами привести воздух в движение. Возьмите полоску бумаги за кончик и подуйте на нее. Что произошло с полоской бумаги?
Ответы детей. (Отклонилась, колыхается и т. д.)
Воспитатель: «Ребята, так что же можно сказать - движется воздух или нет. Воздух может двигаться и двигать другие предметы, может перемещаться. Вот мы с вами определили, что вокруг нас воздух. А кому нужен этот воздух и зачем?»
Ответы детей. (Человеку, животным, растениям всему живому, что дышит).
Воспитатель: «А, как вы думаете какой воздух лучше в городе или в лесу? Почему?»
Ответы детей. (В лесу воздух чище, там нет машин и заводов).
Воспитатель: «А если воздух будет везде грязным, что будет?»
Ответы детей. (Дышать тяжело, будут болеть люди, животные, растения могут погибнуть).
Воспитатель: «Значит, воздух надо беречь от загрязнения, охранять. Пора и письмо марсианам написать. С чего начинаем писать письмо?»
Ответы детей. (с приветствия, со слов «здравствуйте»).
Воспитатель: «Ребята нарисуем на 1 линеечке улыбающееся личико. Какой вопрос был первый, и какие были следующие вопросы?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Как нам ответить на них, чтобы марсиане поняли? Вы можете на второй полоске нарисовать банку с пузырьками или губку. Воздух может перемещаться, двигаться, заставлять двигаться другие предметы. На третьей линейке мы можем нарисовать дерево, которое может быть наклонено в одну сторону и ветки его тоже наклонены в какую-либо сторону. Воздух нужен всем. Им дышат люди, животные, растения. На четвертой линии можно нарисовать человека, любое животное, зеленый цветочек и т. д. Что напишем в конце письма?»
Ответы детей. (Попрощаемся, приглашаем в гости).
Воспитатель: «Можно нарисовать кисть своей руки».
Итог:
«Ребята! Сегодня мы с вами проделали большую работу. С помощью опытов мы определили, что вокруг нас есть воздух и он может двигаться и двигать другие предметы. Вы были сегодня очень внимательными и поэтому мы все вопросы, которые нам задали марсиане, разобрали. А это письмо мы опустим в почтовый ящик».