- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;
- формировать представления детей о трудолюбивом, добром и злом человеке;
- помочь запоминать начальную фразу и концовку произведения, способствовать усвоению образного языка сказки.
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; формировать эмоциональное отношение литературным произведениям.
Развивающие: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала. развивать воссоздающее воображение, слуховую память; умение максимально концентрироваться на происходящем.
Предварительная работа: работа над пословицами о труде, добре и зле;
Оборудование: текст русской народной сказки «Хаврошечка», опорные картинки к ней; магнитная доска, выставка книг с русскими народными сказками.
Обогащение словаря: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, Крошечка-Хаврошечка, рябая корова, в добре поживать-лиха не знать, пуд,прясть, ткать, заморили, распеклась на солнышке, лихо, наливное.
Ход занятия:
Этюд «Улыбка».
Воспитатель: «Ребята, улыбнитесь как солнце, как хитрая лиса; как будто тебе подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души друг другу».
Дети садятся за столы.
Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним пословицы о труде» (5-6 пословиц).
Воспитатель: Сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Если её сочинил народ, то она какая? (Ответы детей).
А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель А. Н. Толстой и записал ее. Вот портрет писателя и его некоторые книги. Мы их обязательно посмотрим и прочитаем. Алексей Николаевич написал сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» и обработал и записал много русских народных сказок.
Воспитатель: - Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже не употребляем в речи своей.
Хаврошечка - старинное женское имя - Хавронья.
Пуд - старинная русская мера веса, равна 16,35 кг.
Прясть - скручивание (волокна делать нить).
Ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити.
Рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета.
Заморили – замучили.
Распеклась на солнышке – пригрелась
Лихо - зло
Наливное (яблоко) – сочное, созревшее.
Остальные непонятные слова я вам буду объяснять при чтении.
Чтение р. н. с. сказки.
Ребята, понравилась вам сказка?
- Как она называется?
-Кто является главным героем сказки?
-Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся,как вы понимаете эти слова?
-Что значит, своего брата не стыдятся?
- Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала?