kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД в подготовительной группе Составление рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение творческому рассказу по пейзажной картине. Формирование умения  детей старшего дошкольного возраста составлять описательный рассказ по пейзажной картине И.И.Левитана  «Золотая осень» с использованием опорных схем.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в подготовительной группе Составление рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»»

Комитет по образованию администрации

Муниципального образования Тихвинский муниципальный район

Ленинградской области


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Солнышко»












Конспект НОД в подготовительной группе

Составление рассказа

по картине И.И.Левитана

«Золотая осень»









Составила воспитатель

Афанасьева Е. Н.





г.Тихвин

2020г.

Тема: Составление рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Тип организованной образовательной деятельности: обучение творческому рассказу по пейзажной картине.
Виды детской деятельности: речевая, коммуникативная, познавательная, двигательная.  

Продолжительность: 30 минут.
Группа: подготовительная к школе группа.

 Цель: Формировать умение детей старшего дошкольного возраста составлять описательный рассказ по пейзажной картине И.И.Левитана «Золотая осень» с использованием опорных схем.

Образовательные

- Формировать навыки составления краткого описательного рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень» с использованием опорных схем.

- Активизировать словарь детей (журналисты, лазурное, пейзаж, интервью).

- Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными.

- Познакомить с профессией журналиста.

- Продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы.

- Продолжать знакомить детей с жанром устного творчества, пословицы и поговорки, стихи использовать в свободной речи.

- Продолжать развивать внимание детей.

- Уточнить знания детей о признаках осени.

Развивающие

- Способствовать развитию воображения, словесно-грамматического мышления, формировать умения отвечать на вопрос полным ответом, развивать выразительную речь.

- Продолжать развивать внимание детей.

Воспитательные

-Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей.





Предварительная работа: Рассматривание пейзажных картин Исаака Ильича Левитана «Ранняя осень», «Поздняя осень». Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень»». Чтение стихотворений и рассказов об осени, рассматривание картин, разучивание стихов и пословиц, поговорок, об осени, отгадывание загадок, целевые прогулки. Экскурсия к реке Тихвинка. Наблюдение в природе за деревьями и небом; за осенними изменениями.

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», проектор, микрофон, диктофон, ноутбук, магнитная доска, карточки – схема, видео слайды с осенней тематикой, видео презентация с произведениями известных художников, музыкальная запись произведений из альбома «Времена года» «Ноябрь» П.И. Чайковского.

Ход занятия

1 часть – вводная



Воспитатель:

-Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.

  Утреннее приветствие

Собрались все дети в круг

Я твой друг

И ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе?

Дети: Ручка, блокнот, микрофон, журналы.

Воспитатель: Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?

Дети. Журналистам.

Воспитатель: Где работают журналисты?

Дети: На телевидении, радио, в редакциях журналов, газет.

Воспитатель: Какими качествами должен обладать человек, профессия которого - журналист?

Дети: Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные.

Воспитатель:

-Сегодня, я предлагаю вам стать настоящими журналистами и создать свой журнал.

-Журналы бывают разные: о спорте, о здоровье, детские журналы.

- О чём же будет наш журнал?

Это вы узнаете, если отгадаете загадку.

-Слушайте внимательно: Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья.

О каком времени года говорится в этой загадке?

Дети: В этой загадке говорится об осени.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

- Этому времени года люди много лет посвящают свои произведения. Например, поэты пишут стихи. Композиторы посвящают – музыку.

-А художники…?

Дети: Художники пишут картины.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети:  Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель

- А какой сейчас месяц?

Дети: (ноябрь) Это последний месяц осени.

Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя осень. Золотая осень. Поздняя осень.

Воспитатель: А какой сейчас период осени? (Поздняя осень)

Воспитатель: А по каким признаком вы догадались, что сейчас поздняя осень?

Дети: Называют признаки поздней осени: (солнце греет плохо, солнечных дней меньше, часто идет дождь, дует холодный ветер, деревья стоят голые, небо хмурое, серое темное, облачное, пасмурное, перелетные птицы уже улетели на юг, дни короткие, а ночи длинные, люди одели теплую одежду, землю покрывает первый снег, насекомые спрятались в коряги, пни, под кору деревьев, звери меняют шкурку, другие укладываются спать).

Воспитатель

Правильно. Мне очень понравилось, как вы рассказали о признаках поздней осени.

Воспитатель: Вот и мы наш журнал посвятим осени.

Перед вами первая страница нашего журнала. Подумайте, как мы назовем наш журнал? Слайд № 1.

Дети: «Осеннее чудо», «Осеннее волшебство», «Осенняя сказка», «Осень – волшебница».

Воспитатель: Я предлагаю вам назвать наш журнал – «Осенняя сказка». Согласны?

-А вот и вторая страница нашего журнала. Посмотрите, какая она весёлая, как будто сама осень приглашает нас поиграть. Слайд № 2.

На странице – «Народная мудрость» мы поместим пословицы и поговорки об осени. Какие вы знаете пословицы и поговорки?

Дети: Большой урожай рябины - к большим морозам. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы. Осень - время собирать урожай. Теплая осень - к долгой зиме. От осени к лету повороту нету. Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши! Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна. День прозевал — урожай потерял. И др.

Воспитатель: Молодцы! Сколько вы знаете пословиц и поговорок.

Воспитатель:

-Я вам предлагаю поиграть в игру: «Подбери признак».

Дети работают в парах.

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте присядем на стулья и перейдём к третьей странице нашего журнала. Она - поэтическая.

Слайд № 3.

Воспитатель: Мы с вами учили наизусть стихотворение об осени. Алексея Плещеева.
Предлагаю Денису нам прочитать это стихотворение для нашего журнала.

Осень

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Воспитатель: Прекрасное стихотворение об осени. Да действительно поэты в своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам свой восторг.

Воспитатель: Переходим к следующей странице нашего журнала – художественной.

Я предлагаю вам посмотреть, как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе, насладиться красотой картин известных художников, а поможет нам в этом прекрасная музыка. Слайд № 4, 5, 6, 7, 8, 9,10,11,12.

(дети смотрят видео презентацию картин известных художников под музыку П.И. Чайковского «Времена года» ноябрь)

Воспитатель: Вы узнали какое музыкальное произведение прозвучало?

Дети: П.И. Чайковского.

Воспитатель:

Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом?

Дети: Картины называются пейзажем.

Воспитатель: Почему вы так решили, что такое пейзаж?

Дети: Пейзаж – это картина, на которой изображена природа.

Воспитатель: Многие художники посвятили свои картины осеннему времени года. Несколько картин об осени написал Исаак Ильич Левитан. Слайд № 14. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года.

- Какие картины этого художника вам приходилось видеть?

Дети: Картины: « Сумерки», «Ранняя осень», «Поздняя осень».

2 часть – основная

Воспитатель:

-Я предлагаю поместить в нашем журнале статью о картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». И записать интервью.

Интервью-это беседа между людьми, при которой журналист задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на картину.

Дети внимательно рассматривают картину.



Воспитатель:

-Что мы видим на переднем плане осеннего пейзажа, на заднем плане, слева, справа?

Дети: слева мы видим солнечную полянку, тонкие березки, в ярком осеннем наряде. 

Дети: на заднем плане растёт берёзовая роща, березки похожи на девушек в ярких сарафанах.

Воспитатель:

 -Обратите внимание на правую часть картины. Что мы видим здесь? 

Дети: Мы видим узенькую, темно- синюю   глубокую речку, по берегам кусты. На правом ее берегу хоровод зеленовато - коричневых деревьев.

 Воспитатель:

-Посмотрите внимательно? Как вы думаете, что необычного ещё изобразил художник на картине?

Дети: мы видим зеленые поля, и маленькие домики (деревню). А еще дальше стена березок и лес.

Воспитатель:

-Какое небо изображено на картине?

Дети: небо голубое, лазурное, бездонное, по небу плывут легкие белые облака, словно легкие перышки.

Воспитатель:

-  Какая погода на картине?

Дети: Погода на картине солнечная.

Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Мы видим на картине тени от деревьев — значит солнышко светит.

Воспитатель:

  -А теперь прислушайтесь…. (включает звуки осеннего леса) Что вы слышите?

Дети: Крики птиц, шум ветра, шелест листвы, плеск воды.

Воспитатель:

-Закройте глаза. Какой запах вы уловили? ….

Ответы детей.

Воспитатель:

-Можно ли сказать, что осень пахнет? (…)

-А какие особенные запахи у осени?

Дети: Запах сухой травы, запах прелых листьев, удивительный запах грибов, запах дыма.

Воспитатель:

-Какое настроение  у вас вызывает  эта картина?

Ответы детей: У меня хорошее настроение, потому что я любуюсь роскошным нарядом осени.

У меня веселое настроение, потому что я люблю собирать осенние листья в букеты и бегать по ковру из опавших листьев.

У меня грустное настроение, потому что осень уходит, прощается с нами.

Воспитатель:

-Как вы думаете, что хотел сказать нам художник, какие чувства передать?

Воспитатель:

-Если бы вы нарисовали эту картину, какое название дали бы ей?

Дети: «Золотая осень».



Воспитатель:

- У нас получилось хорошее интервью, которое мы разместим в нашем журнале.





Игровое упражнение «Чего не стало?».
Воспитатель:

- А теперь предлагаю вам поиграть и проверить на сколько вы все запомнили. Посмотрите еще раз на картину и постарайтесь запомнить, где, что находится и какое оно.

Дети (Рассматривают)

Теперь закрываем глаза, открываем. Кто может сказать, чего не стало на картине, (закрывается фрагмент репродукции, дети открывают глаза и называют, что там было изображено). Не забывайте отвечать полным предложением, вы же журналисты!

Ответы детей:

Воспитатель:

-На следующей странице журнала, я предлагаю вам составить рассказ по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

-А, чтобы ваши рассказы получились полными и последовательными, предлагаю вам схему. (картинки-схема)

- Как вы думаете, что обозначает символ в первой клетке и т.д.

Дайте название картине.

Подробно расскажите, что вы видите на переднем плане.

Расскажите, что видите на дальнем плане там, где начинается небо.

Расскажите и о небе, о воздухе красоте деревьев, и о солнце, и о поле, и о реке.

Расскажите о том, что вы услышали, какие осенние запахи вдыхали.

Расскажите, какое настроение вызывает у вас эта картина.

 Воспитатель:

-Кто хочет составить свой рассказ?

Дети составляют рассказ.

Воспитатель: Молодец!

Воспитатель: Представь, что ты попал туда, на природу, в ту осень! Расскажи, что ты чувствуешь? Что ты видишь?

Воспитатель:

Какую же главную мысль этой картины мы должны донести до читателей?

Дети: Как прекрасна наша родная русская природа!

Воспитатель:

Да, природа – это красота земли.

Воспитатель:

- Какой вывод вы можете сделать из этого для себя?

Дети: Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь

Воспитатель:
- Ну что же журнал наш готов. Вы славно потрудились и я, думаю, наш журнал очень понравится читателям.

Заключительная часть

Анализ

- Скажите, как называется ваш журнал? А какая тема вашего журнала? Статью, про какую картину можно прочитать в вашем журнале?

Кем вы сегодня учились работать?

- А вам понравилось быть журналистами? Что больше всего понравилось, что нового узнали?

-Что вы можете сказать о работе журналиста?

- А что вы чувствовали, когда составляли рассказы?

Воспитатель:

Ну что же собирайте самостоятельно интересный материал и будете рассказывать о нём своим товарищам. Может в будущем кто-то из вас и станет настоящим журналистом.

И я вам дарю вот такие блокнотики, где вы можете делать какие-то заметки, ведь многие из вас уже знают буквы. А кто пока не знает, будет рисовать в нем свои рассказы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Елена Николаевна Афанасьева

Дата: 01.11.2022

Номер свидетельства: 616482


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства