Конспект НОД в подготовительной группе Составление рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Конспект НОД в подготовительной группе Составление рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Обучение творческому рассказу по пейзажной картине. Формирование умения детей старшего дошкольного возраста составлять описательный рассказ по пейзажной картине И.И.Левитана «Золотая осень» с использованием опорных схем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в подготовительной группе Составление рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»»
Комитет по образованию администрации
Муниципального образования Тихвинский муниципальный район
Ленинградской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Солнышко»
Конспект НОД в подготовительной группе
Составление рассказа
по картине И.И.Левитана
«Золотая осень»
Составила воспитатель
Афанасьева Е. Н.
г.Тихвин
2020г.
Тема: Составление рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Тип организованной образовательной деятельности: обучение творческому рассказу по пейзажной картине. Виды детской деятельности: речевая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Продолжительность: 30 минут. Группа: подготовительная к школе группа.
Цель: Формировать умение детей старшего дошкольного возраста составлять описательный рассказ по пейзажной картине И.И.Левитана «Золотая осень» с использованием опорных схем.
Образовательные
- Формировать навыки составления краткого описательного рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень» с использованием опорных схем.
- Активизировать словарь детей (журналисты, лазурное, пейзаж, интервью).
- Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными.
- Познакомить с профессией журналиста.
- Продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы.
- Продолжать знакомить детей с жанром устного творчества, пословицы и поговорки, стихи использовать в свободной речи.
- Продолжать развивать внимание детей.
- Уточнить знания детей о признаках осени.
Развивающие
- Способствовать развитию воображения, словесно-грамматического мышления, формировать умения отвечать на вопрос полным ответом, развивать выразительную речь.
- Продолжать развивать внимание детей.
Воспитательные
-Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей.
Предварительная работа: Рассматривание пейзажных картин Исаака Ильича Левитана «Ранняя осень», «Поздняя осень». Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень»». Чтение стихотворений и рассказов об осени, рассматривание картин, разучивание стихов и пословиц, поговорок, об осени, отгадывание загадок, целевые прогулки. Экскурсия к реке Тихвинка. Наблюдение в природе за деревьями и небом; за осенними изменениями.
Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»,проектор, микрофон, диктофон, ноутбук, магнитная доска, карточки – схема, видео слайды с осенней тематикой, видео презентация с произведениями известных художников, музыкальная запись произведений из альбома «Времена года» «Ноябрь» П.И. Чайковского.
Ход занятия
1 часть – вводная
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.
Утреннее приветствие
Собрались все дети в круг
Я твой друг
И ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе?
Дети: Ручка, блокнот, микрофон, журналы.
Воспитатель: Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?
Дети. Журналистам.
Воспитатель: Где работают журналисты?
Дети: На телевидении, радио, в редакциях журналов, газет.
Воспитатель: Какими качествами должен обладать человек, профессия которого - журналист?
-Сегодня, я предлагаю вам стать настоящими журналистами и создать свой журнал.
-Журналы бывают разные: о спорте, о здоровье, детские журналы.
- О чём же будет наш журнал?
Это вы узнаете, если отгадаете загадку.
-Слушайте внимательно: Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья.
О каком времени года говорится в этой загадке?
Дети: В этой загадке говорится об осени.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
- Этому времени года люди много лет посвящают свои произведения. Например, поэты пишут стихи. Композиторы посвящают – музыку.
-А художники…?
Дети: Художники пишут картины.
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель
- А какой сейчас месяц?
Дети:(ноябрь) Это последний месяц осени.
Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя осень. Золотая осень. Поздняя осень.
Воспитатель: А какой сейчас период осени? (Поздняя осень)
Воспитатель: А по каким признаком вы догадались, что сейчас поздняя осень?
Дети: Называют признаки поздней осени: (солнце греет плохо, солнечных дней меньше, часто идет дождь, дует холодный ветер, деревья стоят голые, небо хмурое, серое темное, облачное, пасмурное, перелетные птицы уже улетели на юг, дни короткие, а ночи длинные, люди одели теплую одежду, землю покрывает первый снег, насекомые спрятались в коряги, пни, под кору деревьев, звери меняют шкурку, другие укладываются спать).
Воспитатель
Правильно. Мне очень понравилось, как вы рассказали о признаках поздней осени.
Воспитатель: Вот и мы наш журнал посвятим осени.
Перед вами первая страница нашего журнала. Подумайте, как мы назовем наш журнал? Слайд № 1.
Воспитатель: Я предлагаю вам назвать наш журнал – «Осенняя сказка». Согласны?
-А вот и вторая страница нашего журнала. Посмотрите, какая она весёлая, как будто сама осень приглашает нас поиграть. Слайд № 2.
На странице – «Народная мудрость» мы поместим пословицы и поговорки об осени. Какие вы знаете пословицы и поговорки?
Дети: Большой урожай рябины - к большим морозам. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы. Осень - время собирать урожай. Теплая осень - к долгой зиме. От осени к лету повороту нету. Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши! Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна. День прозевал — урожай потерял. И др.
Воспитатель: Молодцы! Сколько вы знаете пословиц и поговорок.
Воспитатель:
-Я вам предлагаю поиграть в игру: «Подбери признак».
Дети работают в парах.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте присядем на стулья и перейдём к третьей странице нашего журнала. Она - поэтическая.
Слайд № 3.
Воспитатель: Мы с вами учили наизусть стихотворение об осени. Алексея Плещеева. Предлагаю Денису нам прочитать это стихотворение для нашего журнала.
Осень
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.
Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит..
Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.
Воспитатель: Прекрасное стихотворение об осени. Да действительно поэты в своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам свой восторг.
Воспитатель: Переходим к следующей странице нашего журнала – художественной.
Я предлагаю вам посмотреть, как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе, насладиться красотой картин известных художников, а поможет нам в этом прекрасная музыка. Слайд № 4, 5, 6, 7, 8, 9,10,11,12.
(дети смотрят видео презентацию картин известных художников под музыку П.И. Чайковского «Времена года» ноябрь)
Воспитатель: Вы узнали какое музыкальное произведение прозвучало?
Дети: П.И. Чайковского.
Воспитатель:
Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом?
Дети: Картины называются пейзажем.
Воспитатель: Почему вы так решили, что такое пейзаж?
Дети: Пейзаж – это картина, на которой изображена природа.
Воспитатель: Многие художники посвятили свои картины осеннему времени года. Несколько картин об осени написал Исаак Ильич Левитан. Слайд № 14. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года.
- Какие картины этого художника вам приходилось видеть?
Ответы детей: У меня хорошее настроение, потому что я любуюсь роскошным нарядом осени.
У меня веселое настроение, потому что я люблю собирать осенние листья в букеты и бегать по ковру из опавших листьев.
У меня грустное настроение, потому что осень уходит, прощается с нами.
Воспитатель:
-Как вы думаете, что хотел сказать нам художник, какие чувства передать?
Воспитатель:
-Если бы вы нарисовали эту картину, какое название дали бы ей?
Дети: «Золотая осень».
Воспитатель:
- У нас получилось хорошее интервью, которое мы разместим в нашем журнале.
Игровое упражнение «Чего не стало?». Воспитатель:
- А теперь предлагаю вам поиграть и проверить на сколько вы все запомнили. Посмотрите еще раз на картину и постарайтесь запомнить, где, что находится и какое оно.
Дети (Рассматривают)
Теперь закрываем глаза, открываем. Кто может сказать, чего не стало на картине, (закрывается фрагмент репродукции, дети открывают глаза и называют, что там было изображено). Не забывайте отвечать полным предложением, вы же журналисты!
Ответы детей:
Воспитатель:
-На следующей странице журнала, я предлагаю вам составить рассказ по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
-А, чтобы ваши рассказы получились полными и последовательными, предлагаю вам схему. (картинки-схема)
- Как вы думаете, что обозначает символ в первой клетке и т.д.
Дайте название картине.
Подробно расскажите, что вы видите на переднем плане.
Расскажите, что видите на дальнем плане там, где начинается небо.
Расскажите и о небе, о воздухе красоте деревьев, и о солнце, и о поле, и о реке.
Расскажите о том, что вы услышали, какие осенние запахи вдыхали.
Расскажите, какое настроение вызывает у вас эта картина.
Воспитатель:
-Кто хочет составить свой рассказ?
Дети составляют рассказ.
Воспитатель: Молодец!
Воспитатель: Представь, что ты попал туда, на природу, в ту осень! Расскажи, что ты чувствуешь? Что ты видишь?
Воспитатель:
Какую же главную мысль этой картины мы должны донести до читателей?
Дети: Как прекрасна наша родная русская природа!
Воспитатель:
Да, природа – это красота земли.
Воспитатель:
- Какой вывод вы можете сделать из этого для себя?
Дети: Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь
Воспитатель: - Ну что же журнал наш готов. Вы славно потрудились и я, думаю, наш журнал очень понравится читателям.
Заключительная часть
Анализ
- Скажите, как называется ваш журнал? А какая тема вашего журнала? Статью, про какую картину можно прочитать в вашем журнале?
Кем вы сегодня учились работать?
- А вам понравилось быть журналистами? Что больше всего понравилось, что нового узнали?
-Что вы можете сказать о работе журналиста?
- А что вы чувствовали, когда составляли рассказы?
Воспитатель:
Ну что же собирайте самостоятельно интересный материал и будете рассказывать о нём своим товарищам. Может в будущем кто-то из вас и станет настоящим журналистом.
И я вам дарю вот такие блокнотики, где вы можете делать какие-то заметки, ведь многие из вас уже знают буквы. А кто пока не знает, будет рисовать в нем свои рассказы.