Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Чудеса снеговика» с использованием технологий исследовательской деятельности.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Чудеса снеговика» с использованием технологий исследовательской деятельности.
Исследовательское занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Чудеса Сенеговика" из цикла занятий по ознакомлению с окружающим миром через сказку из раздела "Зимние сказки"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Чудеса снеговика» с использованием технологий исследовательской деятельности.»
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Чудеса снеговика» с использованием технологий исследовательской деятельности.
Автор: Назарова Юлия Павловна педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр внешкольной работы» город Балахна Нижегородской области
Цель: с помощью эксперимента показать детям свойства воды.
Задачи:
- вызвать интерес детей к исследовательской деятельности;
- развивать любознательность;
- показать разные состояния воды и причины её изменения.
Оборудование:
-книга В.Г. Сутеева с иллюстрациями к сказке «Ёлка»;
- парты в кабинете расставить полукругом;
-слепить небольшого снеговика и поставить в неглубокий тазик или поднос;
-заранее приготовить снег на поднос, что бы к началу занятия он почти растаял;
- прозрачную емкость для воды;
- в прозрачной ёмкости кубики льда;
- электрочайник и блюдце.
Ход занятия:
-Здравствуйте ребята! Вы знаете кто такие ученые – исследователи? Это те, кто проводит опыты, изучает что-либо, делает открытия и пишет про эти открытия умные книги. Хотите, мы на сегодняшнем занятии станем с вами исследователями?(да). Тогда сделайте умные лица и приготовьтесь усиленно шевелить мозгами. Получается? Тогда занимайте места в нашей аудитории и приступим! Здравствуйте уважаемые коллеги исследователи. Тема нашего сегодняшнего научно-исследовательского заседания «Чудеса Снеговика». На прошлых занятиях мы с вами говорили о сказке В.Г. Сутеева «Ёлка», из чего был сделан главный герой этой сказки Снеговик? (из снега)
-Давайте вспомним эпизод сказки, когда Снеговик рассыпался (иллюстрация), как вы думаете, почему это случилось? (был сильный ветер).
-Снег, из которого слеплен Снеговик, он всегда одинаковый, или может меняться? (ответы детей)
-Снег может меняться, от чего это зависит? (от погодных условий, тепло или мороз)
-если на улице сильный мороз, то какой снег (рыхлый, мягкий, сыпучий, хрустит под ногами)
- а если на улице оттепель, какой становится снег? (липкий, тяжёлый)
-Как вы думаете, в какую погоду лепили Снеговика из сказки? (В морозную). Почему? (Снег не достаточно липкий, поэтому Снеговик рассыпался от сильного ветра).
-А в какую погоду удобней играть в снежки? (Не морозную, что бы снежки хорошо лепились, снег должен быть липким, чуть талым).
-К нам в гости сегодня пришел Снеговик. (Показать настоящего снеговика).
-Посмотрите ребята, он настоящий, из самого настоящего снега, потрогайте его аккуратно, какой он? (Холодный, скользкий, сырой).
-Как вы думаете, что случится со снеговиком, если оставить его в нашем кабинете надолго? (Растает). Почему? (В кабинете тепло, а снег в тепле тает).
- Что останется, когда снеговик растает? (вода)
-Действительно, когда снег тает, остается вода, в доказательство этому посмотрите, вот что осталось от снега, который я принесла перед занятиями и оставила в кабинете (показать ёмкость с талым снегом).
- Как же так случилось, что из снега получается вода? Значит, можно сказать, что наш снеговик сделан из воды? Посмотрите, (показать ёмкость с талым снегом) как из этого слепить снеговика? (потрогать воду) не получается, почему? (ответы детей)
-Вода, это жидкость и ей нельзя просто руками придать форму, она вся растечется. Вода принимает форму того предмета, в котором находится. Что должно случиться с водой, что бы ей опять можно было придать форму самому? (заморозить)
-Ребята, если я оставлю этот таз с водой на морозе, то появится снег, и опять можно будет лепить снеговика? (ответы детей)
- Снега из этой воды не получится, я уже пробовала, как вы думаете, что случится с водой на морозе? (Замерзнет и превратится в лед). (Показать ёмкость с кусочками льда).
- Вот посмотрите, что получается с замороженной водой, она превратится во что? (лед)
-А вы видели лед? Для чего людям лед зимой? (кататься с гор и на коньках)
-Ребята, а лед из чего состоит? (из воды)
-Правильно, лед – это замороженная вода. А снег? (тоже замороженная вода, только в маленьких капельках)
Физкультминутка.
Белый снег, белый снег перекрашивает всех! (хлопки в ладоши)
Вот идет один прохожий, а за ним второй прохожий, (ходьба на месте)
А за ним – другой прохожий, каждый поднял воротник. (прыжки на месте)
До чего ж второй прохожий на последнего похожий,
(руки на поясе, движения головой к левому – правому плечу)
И на первого похожий, словно каждый – снеговик. (хлопки в ладоши)
Вот из дома вышел пудель, а за ним – такой же пудель, (ходьба на месте)
А за ним - такой же пудель, шерсть колечками у всех. (прыжки на месте)
Первый пудель был как пудель, а второй совсем как уголь,
Третий тоже был как уголь, а теперь они как снег.
(руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Белый снег, белый снег, перекрашивает всех! (хлопки в ладоши)
- Какая разная может быть обыкновенная, на первый взгляд, вода.
Вот она жидкая (показать талую воду) вот твердая (показать лед), интересно, а еще, какая может быть вода? Вам ребята интересно? (да) Тогда давайте попробуем её нагреть, в чайнике. Вот наш растаявший снег, осталась одна жидкая вода, наливаем её в чайник, отходим на безопасное расстояние и ждем. (Чайник нагревается и из него идет пар).
-Посмотрите ребята, что происходит с водой? (кипит) Вода нагрелась до такого состояния, что начала кипеть. А что это за дым выходит из носика чайника? (ответы детей)
-Давайте проверим, что это такое. (Взять сухое блюдце и держать над паром, затем убрать и повернуть, что бы всем было видно на безопасном для детей расстоянии).
- Какое блюдце было до нашего эксперимента? (сухое) А теперь, если внимательно присмотреться, то можно увидеть, как на нем появились небольшие капельки, что это как вы думаете? (вода)
-Как же вода попала на блюдце, ведь её туда ни кто не наливал? (ответы детей)
- Вода при кипении стала испаряться, превращаться в много-много малюсеньких капелек воды и улетать из чайника в виде пара, а мы поймали этот пар на блюдце, где он остыл и опять превратился в жидкую воду.
-А пар можно увидеть? (ответы детей) Когда ваша мама или бабушка готовит на кухне и у неё кипит суп в кастрюле на плите, вы можете увидеть клубы дыма над кастрюлей, это и есть пар, от высокой температуры вода испаряется и становится газообразной. Такую воду потрогать нельзя и опасно подносить руки к пару, почему? (Он горячий, можно обжечься).
- Но как только пар остывает, он снова становится чем? (водой) в жидком состоянии.
-Посмотрите, какая разная может быть вода: (жидкая в стакане, твердая в виде льда и снега, и газообразная в виде пара).
-Ребята, посмотрите на нашего Снеговика. Что с ним происходит? (тает). Давайте сохраним его, как это сделать? (отнести на улицу, там мороз и снеговик не растает).
- Итак, уважаемые коллеги исследователи, какие же мы с вами сделаем выводы из сегодняшнего исследовательского заседания? (Вода может быть жидкой, твердой и в виде пара.) Так и запишем в научном докладе. А теперь коллеги, можно возвращаться в свое беззаботное детство.
-Вам понравилось сегодняшнее занятие?
-Да!
-Теперь вы будете знать, куда может деться вода из кипящего чайника, откуда появляются капельки воды на окне и из какого снега лучше лепить снеговика.