Дети входят в зал и останавливаются. Вспомним наше приветствие:
Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки:
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую!»
Воспитатель: «Сегодня утром в детский сад пришло письмо из детского сада «Солнышко» г. Новосибирска, читает: «Здравствуйте, дорогие ребята, мы живём очень далеко от вас в городе Новосибирске, ходим в детский сад, слышали, что недалеко от вас находится Приокско-Террасный заповедник, там живут зубры, мы их никогда не видели, расскажите нам о них и нарисуйте, пожалуйста». Поможем этим детям узнать об этой достопримечательности нашего края?
Ребёнок читает стихотворение «Лучше нет родного края». П. Воронько.
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
Дети садятся полукругом.
Воспитатель: «Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (о Родине). Как называется наша страна? Назовите столицу? Вся территория, которая находится вокруг Москвы, называется Подмосковьем. В каком городе мы живём? Серпухове. Как вы думаете, наш город находится в Подмосковье? Почему вы так решили?
Наш город славится не только древней архитектурой, но и живописной природой. В лесу растут разные породы деревьев, богаты они и животным миром. Как называется лес, где растут лиственные и хвойные деревья? Смешанный. Если растут только сосны? Сосновый бор. Лес, где растут только берёзы? Берёзовая роща. Лес, где растут одни дубы? Дубравы. (На экране появляются названные леса). С древних времён подмосковные леса годились для строительства, поэтому леса вырубались. Много зверя и птицы водилось в этих лесах. Какие животные живут в наших лесах? (Лоси, кабаны, куницы, лисы, барсуки, волки, медведи, зайцы, белки). У всех зверей есть детёныши, давайте их вспомним и поиграем.
«На водопой».
Жарким днём лесной тропой (Спокойно идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой:
За мамой – лосихой топал (Идут громко топая)
Лосёнок,
За мамой - лисицей крался (Крадутся на носочках)
Лисёнок,
За мамой - ежихой катился (Приседают, медленно двигаются вперёд)
Ежонок,
За мамой - медведицей шёл (Идут вперевалочку)
Медвежонок,
За мамою-белкой скакали (Скачут вприсядку)
Бельчата,
За мамой-зайчихой – косые (Скачут на выпрямленных ногах)
Зайчата,
Волчица вела за собою (Идут на четвереньках)
Волчат, -
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
Но со временем животных в лесах становилось всё меньше и меньше. Это было связано с охотой человека на зверя. Некоторые вообще исчезли, это косули и олени. Пусто стало в наших лесах, тогда задумались люди и решили создать заповедник – это охраняемая территория, на которой запрещена охота, сбор ягод, грибов, растений, рубка деревьев, потому что там обитают редко встречающиеся или исчезнувшие животные. У нас в Серпуховском районе был создан Приокско-Террасный заповедник, возле реки Оки и спускается он к реке большими ступенями – террасами.
Рассказ воспитателя сопровождается показом на экране.
В заповеднике живут редкие звери, и птицы, ещё зубры, бизоны.
Зубры – животные крупные и очень интересные, живут 23-30 лет. Они похожи на быка, только больше размером, окраска шерсти бурая, с короткой бородой, высокой холкой – горбом на спине, курчавыми тёмно-коричневыми волосами. У зубра красивые глаза с длинными ресницами. Питаются корой ивы, осины, почками кустарников, грибами, жёлудями. Люди подкармливают сеном, кладут его в специальные кормушки. После зубры лежат и пережёвывают пищу, это жвачные животные. Зубры могут очень быстро бегать, прыгать, просто перепрыгивают 2 метровый забор, хорошо плавать. Они занесены в Красную Книгу, это очень древние животные, они жили во времена мамонтов. Несмотря на грозный вид и огромную силу – это очень мирные животные, живут небольшими стадами. Управляет стадом опытная и сильная зубрица. Весной и вначале лета рождаются зубрята. Они яркого светло – коричневого цвета, их называют апельсинчиками. Телята очень игривы, резвятся, бодаются, бегают. Зубрица – заботливая мама. Так как зубры, живут в Московской области все их клички, начинаются на букву «М»: Московка, Малыш, Мурава.
Вы познакомились с зубрами. Кто хочет рассказать об этих животных? Я запишу и отправлю письмо детям в Новосибирск. (2 человека, можно каждый скажет о том, что запомнил по предложению).
Игра «Найди своих».
Воспитатель: «Ребята, вы знаете, что в мире животных есть условные знаки, движения, запахи, по которым животное узнаёт своих: заяц – зайца, волк – волка, зубр – зубров. Давайте попробуем быть зубрами. Представьте, что зубрята потерялись, отбились от своего стада. Все остальные признают заблудившихся зубрят, если они смогут повторить движения. (Группа делится пополам.) Каждый ребёнок из стада показывает «заблудившимся» движение, а «потерявшиеся должны повторить их за ним. (Можно предложить медведей, зайцев и т. д.).
Продуктивная деятельность.
А теперь садитесь за столы, сделайте зубрам шёрску и я отправлю ваши работы детям в далёкий город Новосибирск. ( На столах – силуэты зубров, детям надо наклеить мелко нарезанную нить, передавая эффект «пушистой» шёрстки.)
Самостоятельная деятельность детей.
Заключительная часть. Итог.
- Молодцы хорошо поработали.
- Ребята, о чём вы сегодня узнали? (О Приокско-Террасном заповеднике, о зубрах.)
- А самое главное мы помогли детям из детского сада г.Новосибирска узнать о Приокско-Террасном заповеднике и его жителях, о зубрах. Отправим им бандероль с вашими работами, фотографии и вашими рассказами.