-совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).
б) развивающие:
- развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне; мышление; память;
- развитие общей моторики , координации речи с движением;
-слухового и зрительного восприятия;
в) речевые:
- закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;
- подбирать слова с противоположным значением;
- подбирать существительные и прилагательные, характеризующие весну, солнце, почки.
в) воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формирование навыков сотрудничества;
Словарная работа: набухают, проталины, сажают, белый медведь, Север, зеленеет.
Материал к занятию: Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки для составления рассказа по теме «зима» и «весна»;
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по экологической тропе.
Ход занятия:
Организационный момент.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Сейчас мы проходим и встаем около своего стула,
В. сядет тот, кто будет внимательный,
Задание для девочек, Я называю слово, а вы называете его ласково:
Солнце – солнышко
Луч-лучик
Птица-птичка
Туча-тучка
Лист-листочик
Ветер-ветерок
Ручей-ручеек
Проталина-проталинка
Облако-облачко
А мальчики скажут наоборот
Я говорю ласково слова, а вы нет. (дети по одному называют слова и садятся за столы).
2. Основные приметы весны.
Сегодня утром я получила письмо. На нем написано: «ребятам старшей группы «Сказка»».
В. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на конверте кто-то нарисован. Кто же это? (демонстрирую детям конверт)
Д: Белый медведь.
В: Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь. (открываю письмо и читаю)
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».
В. Вот такое письмо прислал нам медведь Умка. /Прикрепляю картинку с изображением медведя «Умки»/
В. Какое сейчас время года?
Д. Весна
В. Так давайте и расскажем Умке о весне?
Д. Давайте.
В. После какого времени года наступает весна?
Д. После зимы.
В. Назовите весенние месяцы по порядку.
Д. Март, апрель, май.
В. Какой сейчас месяц?
Д. Март.
В. Молодцы
В. А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова»
- Солнце весной какое?
+Яркое, высокое, теплое.
- Почки (какие?) -…
+Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.
-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)
-Скажите, солнце весной что делает?
+ Греет, припекает, светит.
-А ручьи?
+ Бегут, журчат, шумят.
-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают, свистят)
-Молодцы, вы все назвали верно.
-А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»
«Зимой снег чистый, а весной …(грязный)
Зимой дни холодные, а весной …(теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)
Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)
Зимой световой день короткий, а весной ….(длинный)
Побежал в саду ручей (Сложить ладони рук вместе перед грудью и продвигать их вперед по ломаной линии)
Прилетело сто грачей ( Имитируем движения руками (как крылья у птиц))
А сугробы тают, тают ( Медленно приседаем)
А цветочки вырастают (Медленно поднимаемся)
В. А чтобы Весна шагала быстрее, давайте вспомним с вами ее приметы. Вставайте в круг. Вот вам сундучок, в нем таинственный клубок.
Кто этот клубок в руки возьмет – тот примету весны назовет!
(Например: весна пришла потому, что пригревает солнце, тает снег, теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая и т.д.).
В. Молодцы. Садитесь. места .
- А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник все перепутал. Умка попросил вас разобраться и составить картину о весне.
4. Игра «Путаница» Работа с фланелеграфом . (дети по вызову воспитателя выбирают приметы весны и выкладывают их на свободный фланелеграф, остальные ребята проверяют.).
В. Все правильно? Ничего не забыли? Молодцы! Так, какое же время года у нас получилось?
Д.Весна!
В. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить весну?
Д. Зеленым
В. А почему? Приметы, какого времени года остались здесь (показываю на фланелеграф, где была путаница)
Д.Зима!
В. Давайте и ее обозначим цветом, выбирайте, какой подходит? (белый), почему? (закрываю фланелеграф с изображением зимы от внимания детей)
В.Какая красивая получилась у нас картина, так и хочется о ней рассказать.
Так много картинок, что мои глаза устали, а ваши? Давайте сделаем гимнастику для глаз.
5. Зрительная гимнастика:
Вот стоит весенний лес
В нем много сказок и чудес. (выполняют круговые движения глазами)
Слева-сосны, справа - ели. (глазами влево - вправо)
Дятел сверху тук да тук. (глазами вверх- вниз)
Глазки ты закрой- открой,
И скорей беги домой!
В.Отдохнули?
А сейчас послушайте мой рассказ о весне.
6. Составление рассказа о весне
В. Наступила весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы. Деревья и животные весной просыпаются. Дети одеваются по весеннему. Они рады весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают.
Вам понравился мой рассказ?
В. -А теперь вы попробуйте рассказать сами. Начнет (Паша)
(если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить)
-продолжит Соня….
В. -Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, помогли разобраться в ошибках.
Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне , напишем рассказ, который у нас получился и Умка будет все знать об этом времени года.
Итог занятия
Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось (если дети затрудняются задаю наводящие вопросы, например: кто вам письмо прислал?) 3-4 предложения.
В. А сейчас наше занятие закончено, попрощайтесь с нашими гостями, отдыхайте.