Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
Конспект НОД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Тема: «Пресноводные рыбы»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: создание условий для развития и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения с помощью рассматривания картины «Пресноводные рыбы».
Задачи:
Коррекционно-образовательная: активизировать и актуализировать словарь по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствовать навык слогового анализа.
Коррекционно-развивающая: развивать речевой слух, фонематическое восприятие, зрительное восприятие и внимание, мышление, артикуляционну и тонкую моторику, длительную целенаправленную воздушную струю, координацию речи с движением.
наглядные: использование игрушек, наглядный материал;
словесные: использование художественного слова, наводящие вопросы, беседа;
практические: показ способов действия.
Ход образовательной деятельности
Организационный этап (5 мин)
Введение в ситуацию.
Педагог подходит к группе детей с рыбкой в руках.
-Ребята, сегодня у нас необычный день, день Ерша Ершовича!
-Кто это может быть?
- Как вы думаете, где он живёт?
-Есть ли у него соседи?
-Кто могут быть его соседи?
(Показ пустого листа картины).
Постановка проблемы и мотивация детей.
-Представьте себе, что это река, в которой живёт Ерш Ершович.
-Но где же соседи? Я никого не вижу! А вы?
-Предлагаю вам пофантазировать!
Основная часть(17 мин)
Беседа
- Как вы считаете, кто может жить на берегу реки?
-Предлагаю вам послушать загадку:
-«Улетали с севера на юг,
И теряли белый, белый пух»
(лебеди)
-«Пёстрая крякушка,
Ловит лягушек»(утка)
(Логопед открывает верхнюю часть рисунка и предлагает сравнить сказанное с изображенным).
-Подумайте пожалуйста, что общего у всех этих птиц? Чем они похожи (они водоплавающие, на зиму улетают в тёплые края, питаются мелкой рыбкой).
-Вы совершенно правы! Но это-соседи, которые находятся на берегу и на воде.
-А кто же может обитать под водой, в реке?
-Послушайте загадку:
«Хвостом она виляет,
Зубаста, а не лает.
Она такая злюка,
кто же это?. (щука).
(Логопед открывают следующую часть рисунка).
-Ребята, как вы считаете, щука друг или враг Ершу Ершовичу? Почему?
-Логопед предлагает детям поиграть в игру «Ерши и щука»:
«Над речушкой в тиши
Шелестят камыши,
А в воде у камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас, ершей-малышей,
Щука ждёт из камышей!»
-Представьте себе, кто ещё из друзей Ерша Ершовича может жить под водой?
(Логопед загадывает загадку:
-«На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно».
-Что это за бревно?
-Почему именно сома так назвали? Чем он вам напоминает бревно?
Звуковой анализ слова –СОМ-
(Сколько звуков в этом слове? Какой первый звук, назовите его. Расскажите о нем. Каким цветом он изображается? Почему? (по аналогии проводится анализ звуков –о – и –м-).
-Обратите внимание на тело сома. чем обычно покрыто тело рыб (чешуёй). А тело сома (толстой кожей).
-Как вы считаете, весело нашему ершу с соседями? Почему? Чтобы вы предложили, во что можно им поиграть?
Пальчиковая гимнастика: «Рыбка».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть!
Рыбка, рыбка-озорница,
Мы хотим тебя поймать!
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла!
Хочу открыть вам один секрет. Соседи Ерша Ершовича-пресноводные рыбы и обитают они в несолёной воде (озере, реке, в пруду). Это пресноводная рыба.
-Но если приглядеться повнимательнее к их зубам, что вы можете сказать? (Это хищная рыба-сом, щука).
-Чем похожи все эти рыбы?
-Для чего нужны плавники?
-Что делает рыба хвостом?
-Вы правильно ответили на мои вопросы!
-Ребята как вы думаете, для чего у нас в группе стоит этот бассейн с водой? На что это похоже? Что можно в нём делать?
Упражнение на дыхание «Весёлые рыбки»:
«На реке камыши,
Расплескались там ерши!
Круг-постарше, круг-помладше,
круг-совсем малыши.»
-Как мы можем научить наших малышей плавать?
-Вы совершенно правы, нужно подуть на ершей.
-Следите за тем, чтобы воздушная струя шла через вытянутые губы «трубочкой».
Заключительный этап(2 мин)
Рефлексия
-Как вы считаете, мы помогли найти соседей для ерша? Пора с ними прощаться.
-С кем из них вы хотели бы встретиться ещё?
-О ком вы расскажете дома?
-Название какой рыбы вам показалось необычным?
-В какую игру вы хотели бы ещё поиграть?
Организация перехода к другому виду деятельности
Обратите внимание,Ерш Ершович оставил для вас удочку и небольшой аквариум с игрушечными рыбками.