Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с ОНР на тему: "Зима"
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с ОНР на тему: "Зима"
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники - мнемотаблицы. Цель занятия: уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах, активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы полным ответом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
· Стимулировать детей к связному речевому общению (полные предложения, согласование слов в предложении) и правильному произношению звуков находящихся на стадии автоматизации
· Совершенствовать двигательные навыки при выполнении движений под музыку
Воспитывающие:
· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
· Формировать положительный эмоциональный фонд при проведении развлечения;
· Формировать эмоционально ценностное отношение к созданию рассказов деятельности, как форме творческой деятельности.
Предварительная работа с детьми:
· Рассматривание тематических альбомов «Зима»
· Словесная игра «Однокоренные слова – слова снег»
Предварительная работа воспитателя по подготовке к занятию:
Подготовка материала к занятию: создание мнемотаблицы, создание конспекта занятия, подготовка наглядного материала.
Словарная работа:
· Обогащение словаря - усвоение новых, ранее неизвестных детям слов связанных с темой занятия;
· Активизация словаря - перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.
Демонстрационный материал:
· Наглядный материал в виде мнемотаблицы.
· Запись аудио и видео Вивальди «Зима».
Раздаточный материал:
Снежинка, по две счетные палочки на каждого ребенка
· Лист раскраска с картинками снеговика, лыж, санок по числу детей.
· Цветные карандаши по числу детей.
Индивидуальная работа с детьми на НОД:
· Формировать умение детей замечать ошибки. Развивать наблюдательность.
·Формировать умение сохранять устойчивое равновесие и правильную осанку.
·Формировать у ребёнка правильно сочетать слова в предложении.
·Развивать мелкую моторику рук, активизировать речь детей.
Структура занятия и методические приемы:
Структура занятия - занятие включает в себя три этапа - организация детей, основная часть занятия и окончание занятия.
Организация детей:
· Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)
· Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)
Основная часть занятия:
· Организация детского внимания
· Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)
· Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)
Окончание занятия:
· Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)
· Переключение детей на другой вид деятельности
Ход деятельности:
1.Организационный момент.
Упражнение «Приветствие»:
Дети входят под музыку в группу и становятся в круг. Воспитатель проговаривает слова и демонстрирует движения. Дети повторяют.
Здравствуй небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй матушка земля! (руки вниз)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны, обнялись)
2.Основная часть.
Воспитатель:
- На занятии нас ожидает много интересного, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
С каждым днем все холоднее, Греет солнце все слабее, Всюду снег, как бахрома, Значит, к нам пришла... (зима).
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? - Какое сейчас время года?
- Назовите зимние месяцы.
2.Игра «Доскажи словечко» (родственные слова).
Воспитатель:
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем со словом «снег». Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег).
С неба все скользят пушинки - серебристые(снежинки)На поселке, на лужок все снижается (снежок).
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад).
Все бегут наперегонки, все хотят играть в… (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка - это девочка (снегурка).
На снегу - то, посмотри? - с красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег).
Воспитатель:
- Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? Правильно, все названные вами слова похожи на слово «Снег».
3.Игра «Зимние слова» (дети стоят в кругу).
Условие - назвать «зимнее» слово и передать снежинку другому.
Снежинка холодная и если вы долго будете держать в руке, она растает. («Зимние» слова: сугроб, валенки, снегопад, иней, санки, метель, мороз, снежинка, Снегурочка, лед, вьюга, Дед Мороз)
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель:
- Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная, белая)
- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)
- Что можно сказать про снег? (пушистый, легкий, мягкий).
- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
- А что можно делать зимой? (кататься на лыжах, санках)
- Правильно, зимой хорошо!
4. Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью мнемотаблицы.
Давайте, мы сейчас составим рассказы о зиме и так и назовем их «Хорошо зимой».
Перекодирование информации.
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
Дети составляют собственные рассказы.
Воспитатель:
- Молодцы, хорошие рассказы составили о зиме. Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть? Правильно, двигаться! Вот и сейчас мы с вами будем лепить снеговика.
5.Физкультминутка.
Давай дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком снеговиком! Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла!
На солнце припечет слегка,
Увы! И нет снеговика!
Воспитатель:
- А сейчас, я попробую вас запутать.
6.Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.
(Лето - зима, тепло - холодно, стоит - идёт, день - ночь, жара - мороз, дождь - снег, вода -лёд, утро – ночь, потолок – пол, черный - белый.)
7.Упражнение «Один, много».
Воспитатель:
- Сейчас поиграем в игру «Один много». Я буду называть вам слово в единственном числе, например кукла она одна – в единственном числе, а во множественном, то есть их много, то будет куклы.
- Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах, здесь нарисованы предметы для зимних развлечений. Что вы видите?
(дети отвечают полными ответами)
8. Творческая деятельность детей.
Воспитатель:
- А сейчас вы можете приступить к закрашиванию картинок.
(Звучит музыка Вивальди.) Дети разукрашивают представленные картины для раскрашивания. По окончании выполняется выставка работ.
3.Заключительная часть.
Заключительная беседа. Подведение итогов.
Воспитатель:
- Замечательное время года зима! Сегодня мы узнали, как можно весело провести время на улице, как живут домашние и дикие животные в это время. А самое главное мы теперь можем рассказать об этом своим близким.