kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с ОНР на тему: "Зима"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники - мнемотаблицы. Цель занятия: уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах, активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы полным ответом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с ОНР на тему: "Зима"»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с ОНР на тему: «Зима»


Тема: «Зима»


Возраст детей: 5-6 лет

Форма организации: групповая.

Вид занятия: комплексное

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, социально-нравственное развитие.

Программное содержание:

Цель: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Задачи:

Развивающие:

· Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы полным ответом, подбирать однокоренные слова.

· Совершенствовать грамматический строй речи, множественное число существительных.

· Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти и общей моторики, координации речи с движением.

Обучающие:

· Закрепить представление детей о признаках зимы

· Активизировать в речи слова существительных, глаголов, качественных прилагательных по лексическим темам «Зима», «Зимние природные явления»,

· Совершенствовать навыки выразительного чтения стихов;

· Стимулировать детей к связному речевому общению (полные предложения, согласование слов в предложении) и правильному произношению звуков находящихся на стадии автоматизации

· Совершенствовать двигательные навыки при выполнении движений под музыку

Воспитывающие:

· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

· Формировать положительный эмоциональный фонд при проведении развлечения;

· Формировать эмоционально ценностное отношение к созданию рассказов деятельности, как форме творческой деятельности.

Предварительная работа с детьми:

· Рассматривание тематических альбомов «Зима»

· Словесная игра «Однокоренные слова – слова снег»

Предварительная работа воспитателя по подготовке к занятию:

Подготовка материала к занятию: создание мнемотаблицы, создание конспекта занятия, подготовка наглядного материала.

Словарная работа:

· Обогащение словаря - усвоение новых, ранее неизвестных детям слов связанных с темой занятия;

· Активизация словаря - перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.

Демонстрационный материал:

· Наглядный материал в виде мнемотаблицы.

· Запись аудио и видео Вивальди «Зима».

Раздаточный материал:

Снежинка, по две счетные палочки на каждого ребенка

· Лист раскраска с картинками снеговика, лыж, санок по числу детей.

· Цветные карандаши по числу детей.

Индивидуальная работа с детьми на НОД:

· Формировать умение детей замечать ошибки. Развивать наблюдательность.

·Формировать умение сохранять устойчивое равновесие и правильную осанку.

·Формировать у ребёнка правильно сочетать слова в предложении.

·Формировать умение образовывать ласкательные существительные.

·Развивать мелкую моторику рук, активизировать речь детей.

Структура занятия и методические приемы:

Структура занятия - занятие включает в себя три этапа - организация детей, основная часть занятия и окончание занятия.

Организация детей:

· Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)

· Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)

Основная часть занятия:

· Организация детского внимания

· Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)

· Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)

Окончание занятия:

· Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)

· Переключение детей на другой вид деятельности

Ход деятельности:

1.Организационный момент.

Упражнение «Приветствие»:

Дети входят под музыку в группу и становятся в круг. Воспитатель проговаривает слова и демонстрирует движения. Дети повторяют.

Здравствуй небо голубое! (руки вверх)

Здравствуй солнце золотое! (руки вверх)

Здравствуй матушка земля! (руки вниз)

Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны, обнялись)

2.Основная часть.

Воспитатель:

- На занятии нас ожидает много интересного, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность. Отгадайте, пожалуйста, загадку:

С каждым днем все холоднее, Греет солнце все слабее, Всюду снег, как бахрома, Значит, к нам пришла... (зима).

- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? - Какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы.

2.Игра «Доскажи словечко» (родственные слова).

Воспитатель:

- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем со словом «снег». Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег).

С неба все скользят пушинки - серебристые(снежинки)На поселке, на лужок все снижается (снежок).

Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад).

Все бегут наперегонки, все хотят играть в… (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик).

Рядом снежная фигурка - это девочка (снегурка).

На снегу - то, посмотри? - с красной грудкой (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег).

Воспитатель:

- Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? Правильно, все названные вами слова похожи на слово «Снег».

3.Игра «Зимние слова» (дети стоят в кругу).

Условие - назвать «зимнее» слово и передать снежинку другому.

Снежинка холодная и если вы долго будете держать в руке, она растает. («Зимние» слова: сугроб, валенки, снегопад, иней, санки, метель, мороз, снежинка, Снегурочка, лед, вьюга, Дед Мороз)

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель:

- Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная, белая)

- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

- Что можно сказать про снег? (пушистый, легкий, мягкий).

- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

- А что можно делать зимой? (кататься на лыжах, санках)

- Правильно, зимой хорошо!

4. Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью мнемотаблицы.

Давайте, мы сейчас составим рассказы о зиме и так и назовем их «Хорошо зимой».

Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Дети составляют собственные рассказы.

Воспитатель:

- Молодцы, хорошие рассказы составили о зиме. Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть? Правильно, двигаться! Вот и сейчас мы с вами будем лепить снеговика.

5.Физкультминутка.

Давай дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком! Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла!

На солнце припечет слегка,

Увы! И нет снеговика!

Воспитатель:

- А сейчас, я попробую вас запутать.

6.Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.

(Лето - зима, тепло - холодно, стоит - идёт, день - ночь, жара - мороз, дождь - снег, вода -лёд, утро – ночь, потолок – пол, черный - белый.)

7.Упражнение «Один, много».

Воспитатель:

- Сейчас поиграем в игру «Один много». Я буду называть вам слово в единственном числе, например кукла она одна – в единственном числе, а во множественном, то есть их много, то будет куклы.

Сосулька, снежок, льдинка, след, снежинка, снеговик, сугроб, мороз, метель.

Воспитатель:

- Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах, здесь нарисованы предметы для зимних развлечений. Что вы видите?

(дети отвечают полными ответами)

8. Творческая деятельность детей.

Воспитатель:

- А сейчас вы можете приступить к закрашиванию картинок.

(Звучит музыка Вивальди.) Дети разукрашивают представленные картины для раскрашивания. По окончании выполняется выставка работ.

3.Заключительная часть.

Заключительная беседа. Подведение итогов.

Воспитатель:

- Замечательное время года зима! Сегодня мы узнали, как можно весело провести время на улице, как живут домашние и дикие животные в это время. А самое главное мы теперь можем рассказать об этом своим близким.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с ОНР на тему: "Зима"

Автор: Ермакова Екатерина Васильевна

Дата: 31.01.2021

Номер свидетельства: 571963


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства