-развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
-уточнение и расширение лексического запаса;
-овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
-развитие слухового внимания и зрительной памяти;
-овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.
Оборудование: Нарисованные отдельно Аленушка и Иванушка, болото с кочками, поляна с цветами, река между берегов, картинки для физминутки, картинки со звуком (ш, предметные картинки на разные звуки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций.
2. Введение в тему
В одной красивой дерене жили мама папа дочка и сыночек. Однажды родители собрались в город на рынок и наказали дочери смотреть за братом. Заигралась Аленушка с подружками и забыла наказ родителей. Налетели гуси-лебеди злые да голодные и утащили братца Иванушку.
3.Заплакала Аленушка, но не растерялась. Быстренько собралась она в путь дорогу, брата спасть. Девочка она была смелая да бойкая. Бежит по дорожке и вдруг слышит шипение Ш-Ш-Ш.
Дети, повторите Ш-Ш-Ш.
Вы знаете,кто так шипит?
Ответ детей.
Оглянулась Аленушка,а там на пне змея лежит. И говорит змея:
-Спой мне Аленушка мою любимую песню, а я тебе дорогу покажу, куда унесли гуси-лебеди Иванушку.
-А какую песню?
-А вот такую: ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
Споем вместе дети? Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
Пошла Аленушка дальше.
В имени Аленушка какой есть шипящий звук?- звук [ш]
В имени Иванушка какой шипящий звук? – звук [ш]
Правильно, ребята. Вот и нам с вами будет помогать звук [ш]. Давайте вспомним, как нужно чисто и красиво произносить звук этот звук.
Уточняем артикуляцию звука. Дети называют, что делают при произношении звука (Ш) губы, зубы, язык, определяют гласный или согласный звук.)
4. «Помоги Аленушке перейти болото»
Шла она шла и вдруг на пути – болото. (Нарисованное болото на листе бумаги с кочками) Нужно помочь ей перейти его. Аленушка будет прыгать с кочки на кочку только тогда, когда вы хлопните, а хлопать будете, когда услышите звук [ш]. (Логопед закрывает свой артикуляционный уклад листом бумаги, чтоб дети воспринимали звуки на слух)
Называется ряд звуков (Т-К-С-З-Ш-Ц-Ш-Ч-Щ-Ш-С-З-Ш)
5. «Поможем Аленушке выйти из леса»
Прошла Аленушка болото. И встал на ее пути лес. Заблудилась Аленушка в густом лесу. Стала смотреть по сторонам и вдруг заметила красивый цветок, подошла он поближе, а там целая поляна (дается картинка на которой поляна с цветами). Дети считают, сколько цветов на поляне). Воспитатель спрашивает: Сколько цветов на поляне? (дети дают свои ответы.) Пересчитываем цветы все вместе, называя правильно окончания. (Кто путает окончания, просим ещё повторить).
Налетел сильный ветер (показываем какой). Вдох носом и сильный выдох через рот- губы трубочкой. Сорвал он все лепестки с цветов. Давайте поможем цветам собрать лепестки. Детям раздаются трубочки - стебельки, на которых есть серединки цветка разного цвета и прищепки – лепестки. Нужно подобрать цвет серединки цветка и прищепки одинакового цвета, прицепить лепестки к серединке.) Сколько получилось лепестков?
Дети считают лепестки, называя цвет: - (Один красный лепесток. Два красных лепестка, и т. д. Следим за правильным окончанием слов).
Цветочки обрадовались, что к ним вернулись лепестки и решили выстроиться так, чтобы указать Аленушке дорогу из леса. На листе бумаги нарисована стрелка, которая указывает направление. (Сделаны дырочки, чтобы вставить цветы.)
6. «Построить мост»
Вышла Аленушка из леса и опять на пути преграда - река. (Рисунок реки между берегов)
Что нужно сделать чтобы перебраться через реку? (Дети:- мост)
- Правильно. Мост нам смогут построить только те слова, в которых есть звук [ш]
Дети получают картинки, из которых нужно выбрать только те, где есть звук [ш]. Теперь строим мост. Первой ставим те картинки, где звук находится в начале слова, потом в середине, а потом в конце. Назовем картинки по порядку. (Дети перечисляют названия картинок: первая, вторая и т. д.)
7. «Запомни и назови»
Туман закрыл все картинки, из которых построен мост. (Закрываем все белой тканью, либо белой бумагой). Дети по памяти называют картинки в нужной последовательности.
Прошла Аленушка по мосту сквозь туман. Реку перешла. Надо немного отдохнуть, чтобы набраться сил.
8. Физкультминутка.
Воспитатель открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: два зайчика, три ежика, пять мячиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и т. д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).
Затем воспитатель предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.
Воспитатель.
Мы подпрыгнем столько раз,
сколько зайчиков у нас. (По знаку логопеда дети прыгают и считают свои прыжки)
Мы нагнемся столько раз,
сколько ежиков у нас. (Аналогично)
Мы присядем столько раз,
сколько мячиков у нас. (выполняем и считаем вслух)
Топнем ножкой столько раз,
сколько яблочек у нас. (выполняем и считаем вслух)
Потянулись столько раз,
сколько шариков у нас. (выполняем и считаем вслух)
Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.
9. «Накорми Гусей»
Отправляемся с нашей Аленушкой дальше. Дорогу охраняют Гуси-Лебеди (Нарисованные Гуси-Лебеди)
Они злые и голодные. У них есть продукты, но всего по одному предмету, а их пять. Нужно превратить 1 предмет в 5 предметов, чтобы всем хватило. (Воспитатель называет один предмет, а дети изменяют слова, чтобы этих предметов стало пять)
На столе тарелка (пять тарелок)
В вазе конфета (пять конфет)
На тарелке котлета (пять котлет)
В печке пирожок (пять пирожков)
На столе яблоко (пять яблок)
Молодцы. Накормили Гусей, пропустили они Аленушку.
10. «Построим башню»
Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается. Иванушка спрятан на верхушке скалы. Надо построить башню из кубиков, чтобы добраться до него. Я буду показывать вам картинки, а вы называете, когда этих предметов два и пять. За правильные ответы ставим кубики. Следим за произношением окончаний.
11. «Откроем дверь»
Поднялись на самую вершину, а там ворота резные закрыты. Чтобы открыть дверь, нужно произнести волшебные слова:
«тук-тук-тук» - дверь отопрись. Дети произносят хором. Дверь не открывается.
-Что же мы забыли сказать? Волшебное слово - пожалуйста.
Дверь открывается. И выходит наш Иванушка. (Нарисованный на картинке, или игрушка).
Обняла Аленушка братца Иванушку и пошли они домой.
12. Итог занятия.
Молодцы ребята! Помогли Аленушке пройти все испытания, чтобы спасти братца Иванушку.
Какие испытания мы выполняли вместе с Аленушкой и со звуком «Ш»? Какие больше всего запомнились? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самое трудное?
На этом наше приключение закончилось. Всем спасибо.