Л.В Михайлова, воспитатель ОСП «Ступинский д/с» 2024г Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, танцы, игра на музыкальных инструментах); обогащение словарного запаса: ухват, чугунок, самовар, изба; создание благоприятной среды для детского творчества. Задачи: обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу. расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему. продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором. Оборудование: печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение. Ход занятия: Дети и воспитатель заходят под русскую народную мелодию. Воспитатель: В круг широкий вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А потом пойдем налево. В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем И занятие начнем. Дети садятся на стулья. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек. Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь. Слайд 1,2 Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан) – старинная русская одежда. На голове – повойник – старинный головной убор.В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи? Слайд 3 Воспитатель: а знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Слайд 4,5 Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Слайд 6 Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку: Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает (печь) Слайд 7 Демонстрация макета «Русская печь» Воспитатель: Печь — это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку: Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает? (чугунок) Слайд 8 Демонстрация чугунка. Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку. Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват) Слайд 9 Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Послушайте ещё одну загадку: Выпускает жаркий пар Древний чайник… (самовар). Слайд 10 Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Воспитатель: А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) Слайд 11,12 А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках. Слайд 13 Воспитатель: Мы тоже с вами умеем играть на ложках. Давайте немного отдохнем, потанцуем и поиграем на ложках. Дети играют на ложках. « Кадриль» А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями. Слайд 14 Вот послушайте, про какую деревянную игрушку эта загадка? Прячется от нас с тобой Одна куколка в другой. На косыночках горошки. Что за куколки? (Матрешки) Слайд 15 Показ игрушки. Воспитатель: Посмотрите, какая матрешка (красивая, нарядная). Много интересного мы сегодня с вами увидели, но для вас есть ещё один сюрприз – к нам пришли сегодня в гости матрешки (демонстрирую нарисованных матрешек в одноцветных сарафанах). Только на самом деле они совсем не весёлые. Как вы думаете, почему? Правильно, их сарафаны не нарядные, не яркие. Давайте украсим сарафаны наших матрешек, и настроение у них улучшится. Практическая часть. Дети садятся за столы. Какие мы уже знаем с вами элементы народной росписи? Ответы детей: это прямые и волнистые линии, точки, кружки, листики Дети самостоятельно рисуют узоры. (Звучит русская народная мелодия) Итог занятия. Воспитатель: Теперь наши матрешки нарядные, красивые и весёлые. А какое настроение у вас? Понравилось вам путешествие в прошлое? А пока вы работали мои хорошие, в печи испеклись вкусные блины. Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной. Ой, ты печка — сударыня Помоги нам, боярыня Ты свари, испеки Обогрей, освети, полечи и спаси, В дом богатство неси! А теперь я вас и гостей буду угощать блинами, которые испекла нам печка- матушка. |