kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной группе «Знакомство детей с традициями и бытом русского народа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщать детей к истокам русской культуры.Знакомить с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной группе «Знакомство детей с традициями и бытом русского народа»»

МБОУ Шалакушская СШ

ОСП « Ступинский д/с»







Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной группе

«Знакомство детей с традициями и бытом русского народа»









  








Л.В Михайлова, воспитатель

ОСП «Ступинский д/с»

2024г



Цель:

  • приобщение детей к истокам русской культуры;

  • знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям;

  • уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, танцы, игра на музыкальных инструментах);

  • обогащение словарного запаса: ухват, чугунок, самовар, изба;

  • создание благоприятной среды для детского творчества.

Задачи:

  • обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.

  • расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.

  • продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.

Оборудование: печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Дети и воспитатель заходят под русскую народную мелодию.

Воспитатель: В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся,

и на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

И занятие начнем.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Слайд 1,2

Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан) – старинная русская одежда. На голове – повойник – старинный головной убор.В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?







Слайд 3

Воспитатель: а знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы.

Слайд 4,5

Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.



Слайд 6

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Слайд 7

Демонстрация макета «Русская печь»

Воспитатель: Печь — это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)







Слайд 8

Демонстрация чугунка.

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Слайд 9

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

Слайд 10

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) 

Слайд 11,12

А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.

Слайд 13

Воспитатель: Мы тоже с вами умеем играть на ложках. Давайте немного отдохнем, потанцуем и поиграем на ложках.

Дети играют на ложках. « Кадриль»







А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.

Слайд 14

Вот послушайте, про какую деревянную игрушку эта загадка?

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки)





Слайд 15

Показ игрушки.

Воспитатель: Посмотрите, какая матрешка (красивая, нарядная).

Много интересного мы сегодня с вами увидели, но для вас есть ещё один сюрприз – к нам пришли сегодня в гости матрешки (демонстрирую нарисованных матрешек в одноцветных сарафанах). Только на самом деле они совсем не весёлые. Как вы думаете, почему? Правильно, их сарафаны не нарядные, не яркие. Давайте украсим сарафаны наших матрешек, и настроение у них улучшится.

Практическая часть.

Дети садятся за столы.

Какие мы уже знаем с вами элементы народной росписи?

Ответы детей: это прямые и волнистые линии, точки, кружки, листики

Дети самостоятельно рисуют узоры. (Звучит русская народная мелодия)

Итог занятия.

Воспитатель: Теперь наши матрешки нарядные, красивые и весёлые. А какое настроение у вас? Понравилось вам путешествие в прошлое?

А пока вы работали мои хорошие, в печи испеклись вкусные блины.

Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной.



Ой, ты печка — сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

полечи и спаси,

В дом богатство неси!

А теперь я вас и гостей буду угощать блинами, которые испекла нам печка- матушка.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михайлова Людмила Владимировна

Дата: 16.12.2024

Номер свидетельства: 661922


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства