kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью НОД являлось ознакомление дошкольников с природным явлением - вулканом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану»»

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

«Путешествие к вулкану».

(Подготовительная к школе группа).

Воспитатель: Клыбанская Валерия Сергеевна


Цель: ознакомление дошкольников с природным явлением -

вулканом.

Области интеграции:

Познание:

-обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим

накоплению представлений об окружающем мире;

-расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной

деятельности.

Коммуникация:

- расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых

представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

-активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан,

вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан

и т. д.

Социализация:

-воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию

окружающего мира

- создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной

активности детей.

-поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со

сверстниками и взрослыми;

Художественное творчество:

-закреплять умение детей отражать в рисунках полученные знания,.

Здоровье:

укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии.

Предварительная работа:

Цикл НОД «Загадки природы» (камни, горы)

Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия

"Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными

горами. Изготовление макета вулкана.

Материал: иллюстрации вулканов (электронная презентация), макет вулкана,

смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, лимонная

кислота), фотографии гор, кусочки пемзы, камешки, пластмассовые тарелки,

стаканчики с водой, ложки, пипетки, салфетки, запись звуков извержения

вулкана, отрывок из видеофильма «Бибигон представляет», ткань.

Ребята, скоро лето и вот этот предмет нам пригодится.Что у меня в руках? (Рюкзак). Куда с ним можно пойти? (В поход). А где вы

ни разу не были, но очень хотели бы побывать? (В горах). Что возьмём с

собой?

Ребята, давайте отправимся в поход в горы? Ну что пошли!

Мы готовы для похода.

Поднимаем выше ноги.

По дороге мы идем.

Не спешим, не отстаем.

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем.

Вот куда-то мы забрались

Где мы с вами оказались? (Изображения гор).

Я предлагаю отдохнуть и устроить привал. Посмотрите, ребята, как вокруг

красиво! Какие высокие, величественные горы. А что такое горы? (Горы - это

высокие участки Земли).

Что есть у горы? (Подножие основание, склоны, вершина). Какие бывают

вершины? (Острые, куполообразные).

А что вы видите на вершинах гор? (Ответы детей: «Это снег! »). А почему

на горах снег? (Ответы детей: «Потому что наверху очень холодно! »). Вы

совершенно правы! Там, действительно, очень холодно). Какие горы

бывают? (Горы высокие, низкие, средние, широкие, узкие, у одних верхушки

острые, а у других как – будто срезанные, пологие, крутые, белоснежные).

А кто-то знает, откуда горы взялись? Вспомните, как называется наружный

слой земли. (Земная кора).

Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то

опускается, то собирается складками. Это мы с вами сейчас покажем.

Работа с тканью.

Возьмите ткань и представьте, что это поверхность земли.

Теперь приведите её в движение. (Дети выполняют движения рук под

тканью, по разному складывая кисти рук: кто в кулачок, кто растопырив

пальцы. Вы видите, как наша "Земля" морщится, горбится, прямо на глазах

начинают расти «горы». (Дети приподнимают руки вместе с тканью).

Наденьте ткань на руку и сожмите руку в кулак. Какая вершина получилась у

горы? А теперь поднимите указательный палец вверх. Какая вершина у горы?

У нас образовались одиночные горы. А сейчас выстроим «горы» между

собой по одной линии, поднимите руки на разную высоту (дети встают

шеренгой, поднимая руки). Что у нас образовалось? - это образуется горный

хребет, а между горами образуются глубокие «ущелья». Вот так примерно

происходит и в природе, только, конечно, не так быстро. А теперь встаньте в

круг, протяните руку немного вперёд. У нас образовалась горная система.

Вывод: в результате движения земной коры образуются горы.Есть горы необычные, верхушки у них не острые, как у большинства гор, а

будто срезанные. Они возникают в результате загадочного грозного явления

природы.

Отгадайте загадку:

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан).

Ребята, кто-то знает, что такое - вулкан? (Ответы детей).

Я предлагаю продолжить наше путешествие, отправится к вулкану и точно

узнать всё о нём.

Физкультминутка.

По дорожке мы шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть 1, 2, 3.

Вот мы и пришли в гости к вулкану. Устроим ещё один привал. (Дети

подходят к ноутбуку). Усаживайтесь так, чтобы не мешать друг другу.

(Слайд 1)

Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? Какую геометрическую

форму он напоминает?

(Он похож на конус, пирамиду, юбочку, крышу).

А почему такую гору назвали вулкан? В древности люди не знали, что

происходит на самом деле и придумали легенду. (Слайд 2).

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять

у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне.

Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо

посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до

основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на

вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и

пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами».

«Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от

этого места

И сейчас на Земле есть вулканы .Они бывают трех видов: потухшие (слайд

4), спящие которые могут в любой момент взорваться огненной лавой (слайд

5), и действующие (слайд 6). Они окутываются дымом, звучат взрывы, а из

кратера по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это

расплавленные, очень горячие камни. Она течет вниз по склону и вытекает

очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья,

уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет

далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. (Слайд7).

Ребята, опасно ли жить у таких гор? ПочемуХотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними.

Причем не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень

долго. Так произошло с одним городом Помпея в Италии, который находился

рядом с вулканом Везувий.

Про это событие написал картину художник К. Брюллов. Она называется

«Последний день Помпеи». (Слайд8).

Вулкан Везувий разрушил древний город, и мужественные люди пытались

спастись. Много людей погибло в ту ночь

А теперь давайте рассмотрим вершину вулкана. Посмотрите, на что она

похожа? (На воронку, на большую чашу). (Слайд 9).

Как она называется? (Кратер).

Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами.

Скажите, а кто- нибудь занимается изучением вулканов?

Как вы думаете, зачем они занимаются этим?

За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. С помощью

специальных приборов они узнают, когда вулкан спит, а когда собирается

просыпаться, и предупреждают всех об опасности. (Слайд10).

Но есть один цветок, который тоже предупреждает об опасности.- На острове

Ява на склоне вулкана растёт королевская примула, которая зацветает только

накануне извержения вулкана. И местные жители называют его своим

спасителем. Говорят, цветок их ни разу не подводил! (Слайд 11).

Вулканы не только мешают, но и помогают людям. Люди используют вулка-

нические камни для строительства, а вулканический пепел как хорошее

удобрение. (Слайд 12-13).

Чтобы знать, почему происходит извержение вулкана, нужно хорошо знать,

как он устроен. Мы сейчас узнаем это с помощью мультфильма.

(Показ отрывка из мультфильма).

Когда вулкан просыпается, он звучит. Звуки слышны очень далеко.

Послушайте их. (Запись извержения вулкана).

Мы с вами увидели, как происходит извержение вулкана в природе, в

реальной жизни, а хотите увидеть извержение вулкана прямо сейчас у нас в

группе? (Ответы детей). Что для этого нам надо будет сделать? (Провести

опыт).

Сейчас мы продолжим наше путешествие и пройдём в в уголок юного

исследователя.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая

правила безопасного поведения. (Символы безопасного поведения детей на

доске).

Надо работать аккуратно:

-ничего не брать в рот – символ;

-осторожно насыпать порошок – символ;

-лавы не трогать – символ;использовать салфетку – символ.

А теперь внимание! Что обозначает этот знак. (Запрещающий знак,

осторожно, детям пользоваться нельзя). Это лимонная кислота. Чем она

опасна? (Ответы детей). Пользоваться кислотой может только взрослый.

(Дети проходят к большому макету вулкана).

Как вы думаете, макет какого вулкана у нас на столе? (Спящий). Сейчас я

попробую разбудить такой вулкан.

Внутрь «вулкана» я насыпаю «волшебный» порошок. (Воспитатель

выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя: пищевая сода,

перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды), затем

добавляю «волшебную» воду (лимонную кислоту). И наш вулкан «ожил».

Лава по жерлу рвётся наружу

Выход из кратера очень ей нужен,

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный… вулкан.

Какое извержение произошло? Что вытекло из нашего вулкана?

Прежде чем вы сами проведёте опыт по оживлению вулкана, вам

необходимо сконструировать его. Что возьмём вместо Земли? (Пластиковая

тарелка). Из чего сделаем жерло вулкана? (Пустая пластиковая баночка) Из

чего сделаем основание вулкана? (Из конуса, который мы сделали заранее).

Вот у нас получился спящий вулкан.

«Волшебный» порошок вы приготовите сами. Для этого вам надо:

-положить 3 ложки красного порошка;

-накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости.

Дети проводят опыт по извержению вулкана.

Воспитатель добавляет лимонную кислоту в приготовленные смеси.

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан.

(Спокойно, бурно).

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас

получилось, замечательно!

А сейчас я предлагаю вам стать учёными и исследовать лаву вулкана.

Если лава спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и

затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это пемза.

Возьмите в руки по кусочку пемзы. Какая она? ( Внутри этого камешка есть

дырочки, она легкая, пористая).

Давайте рассмотрим обычный камешек и сравним его с пемзой.

Чем отличаются? (Ответы)

В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы)

В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

Как это можно проверить? (Ответы детей)

Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Делают опыт)Какое открытие мы сделали? (Ответы детей)

Пемза – камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух.

Пемза не тонет. Почему пемза не утонула?

Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела

и бурлила, а потом так и застыла.

Вам понравилось оживлять вулкан и потом изучать застывшую лаву? Когда

вы вырастите большими, наверное, кто- то из вас обязательно станет учёным.

Ведь так много вокруг неизведанного. Что каждый из вас хотел бы изучать?

Сегодня для вас на одну тайну стало меньше.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие к необычной горе заканчивается. Как

эта гора называется? Что такое вулкан? Как называется яма, расположенная

вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из

кратера вулкана? Ответы детей.

Я предлагаю вам нарисовать то, о чём вы сегодня узнали и пополнить нашу

папку исследователя своими рисунками.

Во время выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то,

как выглядит вулкан, какой вулкан у подножия, какие цвета больше всего

подходят для самого вулкана и его лавы?Литература.

1.БелавинаИ., Найденская Н. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. М.,1995г.

2.Большая энциклопедия дошкольника. М.,1999г.

3. Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.,1987г.

4Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность для детей среднего

старшего дошкольного возраста. С – Петербург. «Детство-Экспресс»

2008 г.

Интернет ресурсы

1.http://www.obruch.ru

2.http://www.poznayka.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану»

Автор: Клыбанская Валерия Сергеевна

Дата: 03.03.2020

Номер свидетельства: 541828

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства