Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук и буква «Л».»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Подготовила воспитатель Смоленцева Евгения Владимировна.
Тема: «Звук и буква «Л».
Цель:
Познакомить детей со звуком «Л», как согласным звуком, его условным обозначением – синий квадрат.
Задачи:
1. Продолжать учить детей соотносить схему слова с названием нарисованного предмета, обозначать на схеме место звука «Л» в слове, используя условное обозначение – синий квадрат.
2. Учить детей составлять и читать слоги, писать букву «Л».
3. Закреплять у детей умение интонационно выделять звук «Л» в слове.
4. Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического слуха у детей, умения понимать и самостоятельно выполнять учебную задачу.
5. Развивать тонкую моторику кистей рук, через пальчиковые и графические упражнения.
6. Воспитывать в детях чувство стремления к удовлетворению результатами собственной учебной деятельности.
Демонстрационный материал:
* Игрушка – Тётушка Сова;
* Буква «Л»;
* Картинки к чистотоворкам со вставными персонажами на липучках.
* Предметные картинки со звуком «Л»;
* Дидактическое пособие к игре «Теремок»;
* Картинка «Бегущие звуки»(образование слогов);
* Шуточное изображение буквы «Л»
* Буква «Л» - пальчиковая азбука.
Раздаточный материал:
* Слоговые домики;
* Синие карандаши.
Предварительная работа:
* Дидактические игры с детьми на определение заданного звука в словах: «Поймай звук», «Теремок», «Хлопни, топни»;
* Дидактические игры с детьми на определение местонахождения заданного звука в слове: «Предмет, схема», «Подскажи словечко»;
* Графические упражнения;
* Пальчиковая гимнастика.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии Подготовки к обучению грамоте, мы познакомимся со звуком «Л», его условным обозначением на схеме слова, с печатным написанием буквы «Л», продолжим учиться определять место звука «Л» в слове, а самое главное начнём учиться составлять и читать слоги. И ещё спешу сообщить вам радостную новость, к нам на занятие снова прилетела тетушка Сова. Вы готовы её встретить?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и ждите. Она уже совсем близко.
Тётушка Сова: Узнала я, что вы сегодня будете знакомиться с новой буквой, и принесла вам на занятие много увлекательных игровых заданий. Сейчас я отдам мою папку воспитателю, а сама, с вашего позволения, понаблюдаю за вами со стороны, устала я немного, длительный был перелёт.
Воспитатель берёт папку, сажает Тётушку Сову на удобное место.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю маленькую разминку, которая поможет нам перейти к знакомству с новым звуком называется она: «Закончи чистоговорку». Я начинаю произносить чистоговорку, а вы подбираете похожее по звучанию слово и размещаете его на картинке.
Вокруг зелёной ёлки бродили злые ….
Дети: Волки.
Один ребёнок по просьбе воспитателя добавляет изображение на картинке.
Воспитатель: В этот маленький лесок покатился…
Дети: Колобок.
Один ребёнок по просьбе воспитателя добавляет изображение на картинке.
Воспитатель: Ночь прохладна и темна, на небе яркая…
Дети: Луна.
Один ребёнок по просьбе воспитателя добавляет изображение на картинке.
Воспитатель: Я сейчас повторю для вас слова, подобранные вами, а вы внимательно послушайте и назовите звук, который я выделю голосом: воЛки, коЛобок, Луна.
Ребёнок: Вы выделили звук «Л».
Воспитатель: Ребята, давайте теперь повторим названные слова, выделяя их интонацией.
Дети называют слова: воЛки, коЛобок, Луна.
Воспитатель: Вова, какой звук слышится в каждом слове?
Вова: В каждом слове слышится звук «Л».
Воспитатель: Ребята, послушайте и скажите, этот звук можно пропеть или протянуть так же как гласный? Л-Л-Л-Л.
Ребёнок: Нет. Звук встречает препятствие.
Воспитатель: Какое?
Ребёнок: Это препятствие зубы.
Воспитатель: Правильно. При произношении звук «Л» встречает на своём пути преграду во рту – зубы, точнее верхний ряд зубов. А теперь внимание! Кто может сказать, как называются такие звуки?
Ребёнок: Эти звуки называются согласными.
Воспитатель: Правильно. Гриша, какие звуки называются согласными?
Гриша: Которые встречают во рту преграду на своём пути.
Воспитатель: Ребята, хочу я проверить, какие внимательные у вас уши. Сейчас мы проведём игровое упражнение. Посмотрите внимательно на картинки нашей гостьи, и назовите лишь те, в которых слышится звук «Л».
Дети: Ложка. Вилка. Велосипед. Ёлка.
Воспитатель: Какой звук слышится в каждом слове?
Ребёнок: В каждом слове слышится звук «Л».
Воспитатель: К каким звукам относится этот звук?
Ребёнок: Этот звук относится к согласным звукам.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Схема слова.
Воспитатель: Правильно. А теперь внимание! Как вы думаете, что обозначает синий квадрат на схеме?
Ребёнок: Синий квадрат - это условное обозначение согласных звуков.
Воспитатель: А что мы делаем на схеме с их помощью?
Дети: Обозначаем на схеме место согласного звука в слове.
Воспитатель накладывает синий квадрат на схему.
Воспитатель: Тётушка Сова, я думаю, пришло время поиграть с ребятами, ты уже успела отдохнуть?
Тётушка Сова: Да, только я что-то прослушала, с каким вы звуком познакомились.
Воспитатель: Ребята, кто громко назовёт звук, с которым мы познакомились.
Ребёнок: «Л-Л-Л».
Тётушка Сова: Что же вы так кричите, нельзя ли потише?
Воспитатель: Ребята, давайте в полтона произнесём звук «Л».
Дети: тихо - «Л-Л-Л».
Тётушка Сова: Хорошо. Первая моя игра называется: «Теремок». Вам нужно назвать картинки и поместить их в домики-схемы, тем самым определяя место звука «Л» в слове.
Дети по желанию выходят к Теремку, называют слово, выделяя интонационно звук «Л», ставят синий квадрат, обозначая на схеме его местонахождение.
Работу детей у доски воспитатель сопровождает уточняющими вопросами:
Воспитатель: Где в слове Лошадь находится звук «Л»?
Ребёнок: В слове Лошадь звук «Л» находится в начале.
Воспитатель: Где находится звук «Л» в слове беЛка?
Ребёнок: В слове беЛка звук «Л» находится в середине.
Воспитатель: Где в слове дятеЛ находится звук «Л»?
Ребёнок: В слове дятеЛ звук «Л» находится в конце.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю вам немного отдохнуть.
Провожу физкультминутку с детьми.
Лошадь по полю скакала
Вот так, вот так!
Белка шишки собирала
Вот так, вот так!
Дятел высоко летал
Вот так, вот так
Больное дерево искал
Вот так, вот так!
Воспитатель: Тётушка Сова, а сейчас мы с ребятами будем учиться составлять и читать слоги.
Воспитатель привлекает внимание детей к демонстрационному листу с изображёнными гласными звуками А,О,У,Ы,Э, бегущим по дорожкам навстречу к согласному звуку «Л».
Воспитатель: Ребята, гласные звуки не любят звучать в одиночку, они постоянно ищут себе друзей среди согласных звуков, образуя с ними слог. Вот и сегодня наши знакомые друзья бегут навстречу к звуку «Л», чтобы образовать с ним новые слоги.
Послушайте, что из этого получается.
Воспитатель показывает речевой образец слияния звуков в слоге. АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЭЛ.
Предлагает детям повторить группами сначала девочкам, затем мальчикам.
Тётушка Сова: Ребята, как хорошо у вас, получается, читать слоги. А вот я вам предлагаю выполнить ещё одно игровое задание «Слоговой домик» называется. Вам нужно заселить звук «Л» на каждый этаж, а сделаете вы это способом написания печатной буквы «Л», в каждом окошке, а затем прочитаете что получилось. Ведь звуки мы слышим, а пишем мы с помощью букв.
Воспитатель: Но сначала нам надо подготовить пальцы к работе. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Дружные пальчики»:
Этот пальчик маленький –
Мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик – замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся –
Вместе дело спорится.
Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца.
В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как можно с помощью пальцев изобразить букву «Л».
Показываю изображение буквы «Л», объясняя выполнение. 1. Ладоши обеих рук направлены вверх; 2. Одноимёнными пальцами (кроме больших) соединяются друг с другом подушечками; 3. Большие пальцы прижаты к указательным.
Дети упражняются в изображении буквы «Л» пальчиковой азбуки.
Воспитатель: Теперь можно приступать к письму, я покажу вам, как писать печатную букву «Л», а вы внимательно следите за моей рукой.
Под негромкую спокойную музыку дети пишут букву «Л» в каждой клетке.
Тётушка Сова: А теперь давайте попробуем прочитать, что у нас получилось.
Воспитатель: Ребята, представьте, что звук «Л» не хочет выпускать гласные звуки изо рта, в результате сначала звучит согласный звук «Л» и вместе с ним гласный звук «А», звуки как будто сливаются, образуя слог «Л-Л-Л-А-А-А». Послушайте! Л-Л-Л-А-А-А, Л-Л-Л-О-О-О, Л-Л-Л-У-У-У, Л-Л-Л-Ы-Ы-Ы, Л-Л-Л-Э-Э-Э.
После хорового чтения слогов, проводятся 2-3 индивидуальных упражнения.
Воспитатель: На что похожа буква «Л»?
Дети: На крышу дома. На угол…
Воспитатель: Послушайте шуточное стихотворение о букве «Л»(показываю картинку).
Клоун в цирке так хорош,
Он на букву «Л» похож.
Тётушка Сова: Ребята, с каким звуком вы сегодня познакомились?
Дети: Со звуком «Л».
Тётушка Сова: Ребята, чем отличается звук «Л» от буквы «Л»?
Дети: Звук мы слышим, а букву пишем.
Тётушка Сова: Что вы можете сказать о звуке «Л»?
Дети: Это согласный звук. Обозначается он синим квадратом на схеме. Образует слоги с другими звуками. Его можно написать с помощью буквы «Л».
Воспитатель: Ребята, какие вам понравились игры?
Дети: «Теремок». «Слоговой домик». Игра с пальцами.
Тётушка Сова: В знак благодарности за вашу активную работу дарю вам этот Теремок, и каждому из вас зажигаю зелёный свет на светофоре знаний. А это значит, что вы всё сегодня делали как?
Дети: Правильно!
Воспитатель: Давайте мы поблагодарим нашу лесную гостью.
Дети говорят спасибо и прощаются с тётушкой Совой. Сова прощается и улетает.