kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Знакомство с историей родного села"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с образованием села

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Знакомство с историей родного села"»

Конспект по ознакомлению с окружающим

на тему: «Знакомство с историей родного села»

в подготовительной группе

Цели:

  1. Познакомить детей с образованием села;

Познакомить детей со старинными промыслами людей села Шёлокша;

Учить ориентироваться на карте села;

Выявить и закрепить знания детей о достопримечательностях села.

  1. Развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности, творческую активность.

  2. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за людей, живущих в селе.



Словарная работа:

Активизировать речь детей, обучая использовать слова: достопримечательность, памятник, шёлокшане, шёлокшанин, шёлокшанка, Русь, татары, хан, мох, факел, паника, барин, хлебопашество, промысловая деятельность, маслобойня, мельница, пчеловодство, кузнец, бондарное дело, кадка, бочонок, лавка, животноводческий комплекс, тепличный комбинат, государственная награда.

Правильное применение детьми пословиц и поговорок:

Нет в мире краше Родины нашей. Родина краше солнца, дороже золота. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Дома и стены помогают. За морем теплее, а у нас светлее. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.



Предварительная работа:

Экскурсия по посёлку; целевые прогулки по улицам посёлка; экскурсия в школьный музей; рассматривание альбомов «Моё село»; «Совхоз «Тепличный»; изготовление карты села Стан – Шёлокша; изготовление альбома для методического кабинета «История села Стан – Шёлокша»; создание компьютерной презентации «История села Стан – Шёлокша»; познавательные занятия по темам: «Село Стан – Шёлокша на карте Нижегородской области», «Почётные люди нашего села», «О трудовых буднях шёлокшанцев», «Совхоз «Тепличный».

Дидактические игры: «Узнай, где я нахожусь», «Узнай по описанию», «Так или не так», «Определи место на карте».

Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина», песни «Что такое Родина?» сл. И. Черницкой, муз. А. Флярковского.

Знакомство с пословицами и поговорками о Родине.

Рисование на тему «Моё село».



Методические приёмы:

Рассказ и обобщение; использование технических средств обучения (компьютер); сюрпризный момент; работа с картой; пояснение; проблемная ситуация.



Материалы для занятия:

Флаг РФ, шкатулка, книга, компьютер, карта, указка, фотографии, кисточка, картинки крест, ребёнок, письмо, шприц, глобус, клюшка, голубь, танк, книга; сердца из картона, ножницы, магниты, мольберт, кляксы.



Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы будем говорить о малой Родине. Скажите мне, пожалуйста, что такое Родина?

- Родина – это страна, в которой мы живём.

- Совершенно верно. О Родине есть очень много стихов, ребята вам расскажут стихотворение З. Александровой «Родина»

- Если скажешь слово Родина

Сразу в памяти встаёт:

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка скромница,

И ромашковый бугор,

А другим, наверно, вспомниться

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

- А ещё о Родине есть много замечательных песен, Вика споёт песню «Что такое Родина?» сл. И. Черницкой, муз. А. Флярковского.

1. «Что такое Родина?»-

Мамы я спросила.

Улыбнулась мамочка,

Повела рукой:

«Это наша Родина,

Милая Россия,

Нет другой на свете

Родины такой!»

2. В сердце ты у каждого,

Родина – Россия!

Белые берёзки,

Колос налитой.

Нет тебя привольней

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой.

- Спасибо, Вика, за песню. Очень красивая песня.



Ребята, скажите, как называется наша страна?


Правильно, молодцы, мы с вами живём в России. А что такое малая Родина?

(воспитатель передаёт каждому ребёнку флаг РФ и они по очереди дают ответы)






Совершенно верно. Малая Родина – это место, где мы живём, это всё, что нас окружает.

Родина – это наше будущее, это уверенность в том, что здесь нам лучше всего будет жить. Родина – это всё то, без чего человек просто не может жить.

А как называется наша малая Родина?


А как зовутся люди, которые живут в нашем селе?


Давайте, ребята, вспомним пословицы и поговорки о малой Родине.










Молодцы, ребята!

Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине, о нашем селе Стан – Шёлокша.

Я пришла на занятие с волшебной шкатулкой, и она поможет нам лучше узнать наше село.

Из неё я буду доставать различные предметы. Каждый предмет будет означать какое-то задание, их мы с вами и будем выполнять.

Шкатулка открывается – сказка начинается.(шкатулка открывается под музыку, воспитатель достает книгу)

Я вам сейчас расскажу легенду о том, как появилось наше село.


Наша страна называется – Россия.



Малая Родина – это, то что нас окружает;

Это место, где живёт мой род;

Это место, где мы растём (учимся, трудимся);

Это то, что было у нас раньше: история нашего села, культура, памятники;

Это место, где я родился.










Наша малая Родина – это с. Стан – Шелокша.


Шёлокшане, шёлокшанин, шёлокшанка.


Нет в мире краше Родины нашей. Родина краше солнца, дороже золота.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Дома и стены помогают.

За морем теплее, а у нас светлее.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.




Показ компьютерной презентации Power point, презентация оформлена детскими рисунками.

1 слайд:

Во времена нашествия татар на Русь татарский хан Окша решил завоевать Нижний Новгород и отправился туда со своим 1000-м войском.

2 слайд:

В местах, где раньше находилась Шёлокша, были дремучие непроходимые леса. Многие деревья были такие огромные, что их невозможно было обхватить одному человеку.

3 слайд:

Поэтому впереди войска шёл небольшой отряд во главе со Староликеевым. Этот отряд рубил лес и строил мосты через реки.

4 слайд:

На своём пути татары грабили и разоряли селения, сжигали дома.

5 слайд:

В одной небольшой деревушке Кулаково в семье старика Степана Михайловича Шапошникова, они сожгли дом и издевались над его семьёй. Не стерпел такой обиды старик, затаил он, лютую ненависть к Окше и решил ему отомстить.

6 слайд:

Отправился Шапошников за помощью к разбойнику Степану Становому и его братьям Григорию Березникову и Василию Шапошникову, которые обитали в тех местах, где мы живём.

7 слайд:

- Что я могу сделать для тебя? – отвечает Степан – У Окши войско с оружием, а у нас кроме дубин ничего нет.

- Я подскажу, как можно победить татар. Есть ли здесь мох?

Узнав, что мху в этих местах много, он велел нарубить палок, обвязать их верхние концы мхом и залить смолой.

8 слайд:

В одну из тёмных ночей, разбойники Степана Станового и войско Староликеева напали на спящих татар, с двух сторон закидав их горящими факелами.

9 слайд:

Среди татар началась паника. Окша со своими помощниками захотели скрыться да не смогли. Набросились на него собаки Степана Станового и задержали. Татары сдались.

10 слайд:

Степан Шапошников попросил учинить расправу над Окшой, за страдания, которые он принёс русскому народу. Привязали его за ногу к лошади и пустили в поле. А потом сбросили в овраг.

Так и закончился поход Окши на Нижний Новгород.

11 слайд:

Григорий Березняков остался жить в этих местах, обосновался он возле небольшой реки, где было разбито войско Окши, и дал название поселению в честь своего брата Степана Станового – «Стан» - это место находится справа от реки Шёлокшанка, а где полегла рать Окши – Шёлокша (Шёл Окша), в честь тех событий.

12 слайд:

Раньше все селения принадлежали богатым людям, их называли барины. Последним барином с. Стан – Шёлокша был Аркадий Миллер. Барин был тихий спокойный, а вот его жена была вредная. Она даже колодец закрывала на замок, чтоб никто воду из него не брал.

На горе недалека от церкви был барский сад, он славился своими яблонями (100 штук) и липами. Там же стоял и барский дом с конюшней.

13 слайд:

Главным занятием жителей того времени было хлебопашество. Но земля была не урожайная, крестьянам было трудно прокормить свою семью.

14 слайд:

Жители занимались промысловой деятельностью.

В селе были три маслобойни, их называли маслёны. На них делали масло.

15 слайд:

В селе было несколько ветряных мельниц. На них мололи муку.

16 слайд:

Был колбасный цех, по переработке мяса на колбасу.

17 слайд:

Занимались пчеловодством, мёд продавали населению и возили на базар.

18 слайд:

Известны на всю округу были кузнецы Ширяевы: отец и сын. Они делали железные бочки, вёдра, бороны и другой инвентарь.

19 слайд:

В Стан - Шёлокше делали и кирпич. На нём выбивали имя и фамилию производителя.

20 слайд:

Братья Обмоловы занимались строительством деревянных домов. Строили на заказ и для продажи.

21 слайд:

Развито было и бондарное дело – мастерили деревянные кадки и бочата. Кадки предназначались для засолки овощей, а бочата для хранения масла и кваса.

22 слайд

Некоторые умные предприимчивые люди имели свои лавки (магазины).

23 слайд:

Каждая семья держала в своём дворе скотину: лошадь, корову, свиней, овец, кур, гусей.

Из молока делали масло, творог, сметану. Из шкур животных шили шубы, полушубки, тулупы. Из шерсти валяли валенки и чёсанки.

24 слайд:

Лишь с высокого пригорка

Вниз тихонько посмотрю.

Вот село моё родное

Вижу Шёлокшу, мою.

25 слайд:

Речка под бугром струиться

26 слайд:

И шумит сосновый бор.

27 слайд:

Ширь полей нас восхищает

Заливных лугов простор.

28 слайд:

Сады шумят зелёные,

Щебечут громко птицы.

29 слайд:

И словно лента по селу

Тропинка вдаль стремиться.

30 слайд:

А что за люди здесь живут

Приветливы их взгляды.

31 слайд:

Чтоб был порядок и уют

Они трудиться рады.

32 слайд:

Быть может, где-то есть места другие

Счастливее, богаче есть края.

33 слайд:

Но мне всегда милее и сердцу ближе.

Село родное – Шелокша, моя.



- На этом наше путешествие в далёкое прошлое закончилось. Вам оно понравилось?

- Да.

- Встаньте у стульчиков погуляем по нашему селу.


Физкультминутка

Мы по Шёлокше гуляем, (шагаем)

За природой наблюдаем. (повороты головы вправо и в лево)

Вверх на солнце посмотрели (смотрим вверх)

И нас лучики согрели. (руки вверх, шевелим пальцами)

Птички в домике сидят. (присели)

Птички по небу летят (махи руками)

И по кочкам скачут. (прыжки)

И никто не плачут.

Мы с вами погуляли по селу, скажите, какие улицы есть в нашем селе?


Покажите улицы нашего села по карте.

(дети выходят и показывают улицы на карте).

Молодцы, правильно! Кем был Иван Сергеевич Крупнова?

Ребята, а кто мне скажет, почему наша самая большая улица названа в честь Ивана Сергеевича Крупнова?

Совершенно верно!

(показ фотографии) Иван Сергеевич Крупнов трудился в нашем хозяйстве 15 лет. Во время его деятельности совхоз развивался. О нашем совхозе было известно за пределами области. Животноводческий комплекс и тепличный комбинат не раз становились участниками выставки, которая проходила в Москве. А многие работники были награждены государственными наградами.

В поселке во время его работы были построены средняя школа, детский сад «Зернышко», Дом культуры, Торговый центр, 26 трёхэтажных домов.

Этого человека все уважали, он заботился о людях. Он был добрым и светлым человеком.

По многочисленным просьбам жителей села, в честь него была названа улица.

(сопровождается показом фотографий)

3 Октября 2005 года в селе Стан-Шелокша произошло знаменательное событие - открытие мемориальной доски в честь первого директора бывшего совхоза «Тепличный» Ивана Сергеевича Крупнова.

(сопровождается показом фотографий)

И.С. Крупнов оставил добрый след на Шелокшанской земле, это говорит о том, что он любил свою землю.

И.С. Крупнова знают и помнят на селе.

Как вы думаете каким человеком он был?



Совершенно верно!

А нам пора опять заглянуть в нашу шкатулку.

(достаёт кляксу)

Наш конкурс называется «Посмотри и узнай». Я вам буду показывать известные места нашего посёлка, где вы часто бываете, где бывают ваши родители. Вы должны узнать это место, сказать, как оно называется, и обозначить его на карте.

А мешать вам в этом будет вредная клякса, она будет закрывать часть фотографию.

Но вы постарайтесь рассмотреть фотографию внимательно.

1 фотография. Что это?


Для чего нам в селе нужна аптека?



Обозначьте её на карте.



2 фотография. Что это?


Для чего нам в селе нужен детский сад?



Обозначьте его на карте.



3 фотография. Что это?


Для чего нам в селе нужна почта?




Обозначьте её на карте.



4 фотография. Что это?


Для чего нам в селе нужен больница?


Обозначьте её на карте.



5 фотография. Что это?


Для чего нам в селе нужен школа?


Чему учат в школе?


А ещё чему?



Обозначьте её на карте.



6 фотография. Что это?


Для чего нам в селе нужен Дом культуры?



Обозначьте её на карте.



Молодцы, вы замечательно справились с заданием.


Я вам предлагаю снова заглянуть в нашу волшебную шкатулку.

(достаёт кисточку)

А следующая игра называется «Узнай по описанию». Я вам сейчас напишу устный рассказ некоторых мест нашего посёлка, а вам нужно узнать по описанию, что это за место и обозначить его на карте условным значком.

1 рассказ:

Это место в нашем селе появилось совсем недавно. Это любимое место всех наших детей зимой. Зимой они вместе с родителями спешат сюда, чтобы отдохнуть. Она овальной формы. Нет крыши. Там можно покататься на коньках.

Что это?


Обозначьте её на карте.


2 рассказ:

Это очень старинное сооружение. Ему уже 200 лет. Это самое красивое здание в нашем селе. Оно находится на горе за рекой Шёлокшанка. Это здание видно издалека, т.к. оно очень высокое. Туда ходят люди, чтобы молиться.

Что это?


Обозначьте её на карте.



Молодцы, ребята!

Пришло время снова заглянуть в нашу шкатулку.

(достаёт ножницы)

Задание называется «Собери картинку». Предлагаю вам собрать разрезанную картинку и назвать, что на ней изображено.


Что это?



Когда мы приходим к этому памятнику?


Когда мы отмечаем этот праздник?


А для чего мы приходим к этому памятнику?


Обозначьте это место на карте.



Молодцы, ребята! Вы снова справились с заданием.

Заглянем в нашу шкатулку в последний раз.

(достаёт сердечки)

И последнее задание называется «С любовью к селу». Я начну предложение, а вы его продолжите.

«Я люблю своё село потому что…»

(воспитатель передаёт каждому ребёнку сердечко, и они по очереди дают ответы)

Ребята, сейчас вы сказали о своём селе замечательные слова.

Я вам хочу прочитать ещё одно стихотворение о родном крае.

(стихотворение, читается на фоне музыки «Волшебная дорога» муз. А. Степаненко)


Люблю мой край…

Как странно это слышать:

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше,

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Дождём и сеном пахнет лето,

Зовёт прохладою река…

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака.

Лыжнёю манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит

И выйдет с берегов река – в апреле.

Лес весной шумит…

Люблю мой край!

Я много места видела,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю мне больше не найти.


Понравилось вам стихотворение?


Я вам дарю сердечки в память о нашем занятии. На них написано «С любовью к Шёлокше»


(сердечки вручаются под песню «То берёзка, то рябина»)


Тепличная, Центральная, Лесная, Полевая, Северная, Новая, Вишнёвая, им И.С.Крупнова.






Он был директором совхоза.


Он много хорошего сделал для людей нашего села.













































Добрым, отзывчивым, смелым, трудолюбивым, ответственным,

строгим, заботливым.




















Аптека.


Аптека нужна, чтобы покупать лекарства.


(прикрепляют к карте значок – красный крест)


Детский сад.


Дети находятся под присмотром воспитателей, пока родители работают.


(прикрепляют к карте значок – ребёнок)


Почта.


Почта нужна, чтобы купить газеты, заплатить за квартиру, отправить письмо.


(прикрепляют к карте значок – письмо)


Больница.


Люди ходят на приём к врачу.



(прикрепляют к карте значок – шприц)


Школа.


Школа нужна, чтобы учиться.


Читать, писать, считать и т.д.


Учат быть добрыми, справедливыми, честными и т.д.


(прикрепляют к карте значок – глобус)


Дом культуры.


В доме культуры проходят концерты, работают кружки для детей, есть библиотека.


(прикрепляют к карте значок – микрофон)
























Хоккейная площадка.


(прикрепляют к карте значок – клюшка и шайба)










Церковь.


(прикрепляют к карте значок – голубь)








(дети собирают из частей, целую картинку)


Памятник – мемориал погибшим воинам в годы ВОВ.



В День Победы.



День Победы мы отмечаем 9 мая.


Мы приходим к этому памятнику, чтобы вспомнить погибших.


(прикрепляют к карте значок – танк)











Я люблю своё село потому что, оно большое, красивое, чистое, родное, здесь родились, здесь живут мои друзья.































Да.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Знакомство с историей родного села"

Автор: Пестова Светлана Витальевна

Дата: 04.12.2022

Номер свидетельства: 619095


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства