-интерес к экспериментированию с художественным материалом.
Словарная работа: народная кукла-пеленашка, колыбель, оберег, мастерская, мастер и мастерица.
Материал: пластилин, спичечные коробки или другие маленькие коробочки, стеки, доски для лепки, пуговицы, бусины, семена гороха и фасоли, маленькие бантики, узкие ленточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь на ковре, только не шумите. Моя куколка Маша засыпает, и я ей сейчас спою колыбельную песенку.
Спит зайчонок под кустом, Лягушонок под листом. А бельчонок спит в дупле, Червячок уснул в земле. И в норе с лисою спят Рыжих-рыжих пять лисят. Вороненок спит в гнезде. Бродит сладкий сон везде. Спят крольчата тихо в клетке. Засыпайте, спите, детки. В небе месяц спит двурогий. Медвежонок спит в берлоге. Дремлют кони на лугу, Лодки спят на берегу. Перепелки спят в полях, Ветер спит на тополях. Сказки в книжке спят на полке. Муха спит за полкой в щелке. Спят котята возле кошки- Постелили им в лукошке. Спит с мышонком в норке мышь. Ты в кроватке с книжкой спишь. Только ангел твой не спит. Он во сне тебя хранит.
Воспитатель: А вам мамы поют колыбельные песенки перед сном? А для чего они вам их поют?
Дети: Чтобы мы крепко уснули и чтобы сны хорошие приснились.
Познавательная деятельность
Воспитатель: (показывает детям иллюстрации с изображением народной куклы – пеленашки.) Ребята, в давние – давние времена на Руси народные мастера и мастерицы делали кукол из дерева или соломы на забаву маленьким детям.
Кукла-Пеленашка - это самая первая куколка, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, как оберег от злых сил, болезней. Считалось, что она согревает место для ребенка. Когда малыш чуть-чуть подрастал, то эту куколку давали ему играть, поэтому при ее изготовлении ни в коем случае нельзя применять бусины, пуговочки и т. п., только ткани, ленточки, кружева.
Считалось, что если куклу-Пеленашку положить в кроватку к ребенку, то это собьет злых духов с толку. Еще нужно приговаривать: "Не играй моим дитятком,а играй этой куколкой".
А когда приходили гости посмотреть на малыша, то чтобы не сглазить, хвалили не его, а Пеленашку: "Хорош, кукленочек!"
Воспитатель: (показывает детям современную запеленатую куклу) А можно ли эту куклу назвать пеленашкой?
Дети: Можно пеленашкой назвать того, кто (или что) завернуты в пеленки,
Воспитатель: И настоящего малыша…даже взрослого человека, если его в шутку завернуть в огромную пеленку.
Продуктивная деятельность
Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем в гости к малышам, показывать кукольный театр. В гости принято ходить с подарками, только вот что подарить малышам я не могу придумать. Какие у вас будут идеи?
Дети: Давайте подарим пеленашек.
Воспитатель: Хорошая идея! Только где нам их взять?
Дети: слепим.
Воспитатель: Тогда нам нужно переместиться в стародавнюю Русь-Матушку, народную мастерскую. Подойдите ко мне ко мне, я вас накрою русским платком, скажу волшебные слова и мы окажемся в древней русской мастерской.
Здравствуй мудрая страна,
Что отсюда не видна.
Явись ниоткуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути
Нас к себе впусти!
Воспитатель: Вот мы и на месте! Только делать куклу нужно в хорошем настроении! Мастера это знали и у них получались добрые куколки!
Объяснение технологии лепки
С начала раскатываем цилиндр (столбик). Для этого берем комок пластилина и раскатываем его сначала в шар, круговыми движениями ладоней, а потом в удлиненное яйцо или валик (цилиндр). округляем концы – получается «туловище» в пеленках – пеленашка, только лица пока не видно. Затем отщипывает маленький комочек пластилина розового или белого цвета. раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик – так получилось лицо, которое выглядывает из пеленки.
Воспитатель: Мы с вами немножко подустали, предлагаю вместе встать и размяться немножко.
Физминутка:
Солнце.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Воспитатель: Ну, мастера и мастерицы, возвращаемся на свои рабочие места и продолжим. Присаживаемся правильно. Выпрямитесь, прислоните спины к спинкам стула, ноги поставьте ровно на пол.
Воспитатель: А теперь, ребята, прищипывая или вытягивая, сделаем носики у наших пеленашек, затем вкрапляем глазки – бусинки. И украсим пеленки узором в горошек или бантиком, можно перевязать пеленку ленточкой. Кукла готова!
Воспитатель: А куда положим мы наших пеленашек?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель: Да, предлагаю превратить спичечный коробок в колыбельку или кроватку, а может быть коляску (по своему желанию): из салфетки можно сделать пеленочку и вылепить подушку, для коляски можно сделать колеса из пуговиц.
Подведение итогов
Воспитатель: Молодцы! Какие красивые получились у вас куколки-пеленашки. Как вы думаете деткам младшей группы понравятся наши подарки? Ребята, что вам сегодня понравилось, а что нет; что вы запомнили сегодня?