Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по лепке с детьми старшей группы на тему «Белочка грызет орешки».»
Конспект НОД по лепке с детьми старшей группы на тему «Белочка грызет орешки».
Волкова Ж.В. воспитатель
1 квалификационной категории.
Программное содержание: Формировать умение лепить фигуру белки, состоящую из нескольких частей, передавая её характерные особенности – овальное туловище, заостренная мордочка, острые ушки, позу – белка сидит на задних лапках, величину, пропорции. Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, прищипывание, оттягивание, соединение частей приемом прижимания и сглаживания мест крепления. Развивать образное восприятие, внимание, мелкую моторику, умение оценивать изображения своих сверстников. Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру.
Демонстрационный материал: Схемы последовательности лепки фигуры белки. Фигура белки из пластилина. Игрушечная белка. Иллюстрации с изображением белки грызущей орешки. Корзинка с орешками.
Связь с другими видами деятельности: Чтение произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», рассматривание иллюстраций, обыгрывание игрушек, чтение познавательной литературы.
Воспитатель: А кого же можно угостить орешками? Кто их очень любит?
(Предположения детей).
Воспитатель: Как же нам помочь белочке? У нас в группе нет белочек.
Дети: Можно слепить белочек, чтоб белочка могла угостить их орешками.
2. Рассматривание изображения белки и схемы последовательности лепки.
Воспитатель: Название зверька произошло от слова «белый». В старину слово «белый» обозначало не только цвет, а также «призрачный», «невидимый». Из-за быстроты белку и могли назвать призрачной. Ребята давайте посмотрим, из каких частей состоит белка.
Дети: У белочки есть туловище, голова, ушки, лапы и хвостик.
Воспитатель: Чтобы начать лепить белочку нам надо разделить кусок пластилина на 3 части – вот как показано на схеме (схема 1). Из одной части слепим туловище, из второй – хвост, а из третьей – голову и лапки.
Как вы думаете, с какой части тела удобнее начать работу? Объясните, почему вы так думаете.
Дети: С туловища, потому что к нему будем присоединять все части.
Воспитатель: Посмотрите, на какую фигуру похоже туловище белки?
Дети: Туловище похоже на овал.
Воспитатель: Какие приемы будем использовать?
Дети: Скатаем шар и немного его раскатаем, чтобы получился овал (схема 2).
Воспитатель: Что будем лепить после того, как сделали туловище?
Дети: Будем лепить хвостик.
Воспитатель: Как будем лепить хвостик? (схема3)
Дети: Скатаем шар, а потом немножко раскатаем.
Воспитатель: Кончик хвостика немного вытянем и снизу хорошо примазываем к туловищу. Хвостик белочке служит рулем во время прыжков с ветки на ветку и парашютом – замедляя падение. Имея такой хвост белка совершает прыжки с самых высоких деревьев на землю. А так же белочка может им укрыться как одеялом во время сна.
Воспитатель: что осталось слепить?
Дети: Нужно слепить голову и лапки.
Воспитатель: Для того чтобы слепить голову и лапки берем третий кусочек пластилина и делим его пополам, как показано на схеме (схема 4), из одной части будем лепить голову, а вторую разделим на 4 части – это будут лапки. Какой прием будем использовать при лепке головы?
Дети: Скатаем шар.
Воспитатель: Посмотрите, какая мордочка у белки?
Дети: Немного вытянутая. Остренькая.
Воспитатель: Сейчас я вам напомню, как это делается. Я пальчиками немного вытяну мордочку, а ушки сделаю прищипыванием. Вот у нас есть туловище и голова, что нужно сделать?
Дети: Соединить части примазать, чтобы крепко держались.
Воспитатель: Ребята, а что есть на ушках у белочки?
Дети: У белки есть кисточки на ушках.
Воспитатель: Но не у всех белок есть кисточки на ушках. Там где погода намного теплее, чем у нас, у белок нет кисточек. Если внимательно понаблюдать за белочками, то можно заметить, летом кисточки на ушках у белок совсем тоненькие и почти незаметные, а к зиме отрастают и становятся пушистыми. Как вы думаете почему?
Предположения детей.
Воспитатель: Правильно. Чтоб ушкам было теплее зимой. И к тому же с кисточками белка смотрится намного наряднее. Я вам покажу несколько способов, как можно сделать кисточки на ушках, а вы выберет, какой вам понравится. Можно сделать кисточки стекой – аккуратно сделать несколько надрезов. Второй способ – можно скатать пальчиками несколько маленьких колбасок и прикрепить их к кончикам ушек. И третий способ – можно взять ниточки и прикрепить к ушкам, и получатся пушистые кисточки.
Посмотрите внимательно, что еще не хватает на мордочке у белки?
Дети: Нужно сделать глазки, носик и ротик.
Воспитатель: Можно скатать маленькие шарики из пластилина для глазок и носика, а можно сделать их из семян гречки. Выбирайте, что кому понравится. Ротик сделаем из маленькой колбаски.
Воспитатель: Что мы еще не слепили?
Дети: Нужно слепить лапки.
Воспитатель: Передними лапками белочка работает как рукам: срывает шишки, берет орешки, подтягивает ко рту веточки с почками. А задние лапки у неё очень сильные – она отталкивается ими, когда скачет с ветки на ветку, прыгает по земле.
Для того чтоб сделать лапки – оставшийся пластилин делим на 4 части. Какой прием будем использовать (схема 4)?
Дети: скатаем 4 шарика, а потом раскатаем колбаски.
Воспитатель: хорошо примазываем лапки к туловищу. Вот и готова наша белочка.
3. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Давайте поиграем с орешками, разомнем наши пальчики и ручки.
(Воспитатель вместе с белочкой раздает детям орешки)
Играем с орешком в прятки – прячем его сначала в правом кулачке, потом в левом (по 3 раза).
Покатаем орешек на горке. Левая рука повернута ладошкой вверх, пальцы вместе. Орешек положить на кончики пальцев. Накрыть его другой ладонью и катить от кончиков пальцев до запястья и обратно (3 раза).
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по горочке катись.
(Поменять руки местами и прокатить 3 раза по другой руке)
Верх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись.
А теперь покатаем орешек на карусельке. Одна рука повернута ладонью вверх - на ней лежит орешек. Другая ладонь очень крепко прижимает орешек сверху. Катаем орешек по кругу между ладонями (в течение 5 секунд, затем ладони меняются).
Теперь согреем ручки. Покатаем орешек между ладонями от запястья к кончикам пальцев и обратно.
«Волчек крутится». Покружим наш орешек на ладони. Кончиками пальцев одной руки ввинчиваем орех в середину ладони другой руки. Затем руки меняются.
Положим наш орешек в гнездышко, чтобы отдохнул. Сложим пальцы одной руки в щепоть и положим на кончики орех, удерживая его. Переложим орех на кончики пальцев другой руки.
4. Самостоятельная деятельность.
Воспитатель: Пальчики и ручки мы с вами подготовили - хорошо размяли, теперь можно приступать к работе.
Воспитатель включает спокойную музыку.
Во время работы воспитатель дает детям советы, если необходимо, оказывает помощь.
5. Анализ готовых работ.
Воспитатель: Все вы хорошо потрудились, а теперь давайте угостим ваших белочек орешками, как и хотели. Сажайте своих белочек на листочки и несите на полянку, мы все вместе их внимательно рассмотрим.
Рассматривание и оценивание полученных поделок детьми.
6. Итог.
Воспитатель: Давайте вспомним, почему мы сегодня лепили белочек?
Дети: Белочка из сказки принесла орешки, а угостить ими было не кого.
Воспитатель: Вот видите, мы с вами сделали хорошее дело – развеселили белочку.
Ребята вам понравилось лепить белочку?- Ответы детей.
Что больше всего понравилось лепить? – Ответы детей.
А что было трудно лепить? – Ответы детей.
Воспитатель: Давайте отнесем наших белочек на выставку, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки ими тоже полюбовались.