- Воспитывать интерес и бережное отношение детей к растениям, желание
ухаживать за ними.
Материал: Комнатное растение - бальзамин, лейка, вода, клеенки, палочка для рыхления.
Предварительная работа: Беседы и наблюдение за комнатными растениями; чтение рассказов, стихов, загадок; рассматривание фото, иллюстраций; рисование, раскраски по теме «Комнатные растения».
Ход занятия:
I Вводная часть
(В группу входит Карлсон и плачет. В руках у негокомнатное растение - бальзамин, который завял).
Воспитатель: Здравствуй, Карлсон! Что с тобой случилось? Карлсон: Здравствуйте. Мой цветочек заболел, мне его очень жалко, и я не знаю, как ему помочь.
Воспитатель: Карлсон, разве ты не знаешь, что это не цветочек, а комнатное растение, которое называется - бальзамин. А вам, ребята, тоже его жалко? Давайте подарим бальзамину, ласковые слова, может он и повеселеет...
Воспитатель: Молодцы, ребята, но бальзамин, всё равно грустный. Давайте присядем на стульчики и расспросим Карлсона, что же случилось с комнатным растением.
Воспитатель: Карлсон, как ты ухаживал за ним?
Карлсон: Он рос у меня на крыше, под ведром, чтобы не замерз!
Воспитатель: Комнатное растение, под ведром?! Вот так Карлсон. Что же, ребята, он делал не так?
Дети: Под ведром нет света, тепла, воздуха и воды.
- У меня на столе лежат карточки, выберем из них подходящие для растения.
Игра «Что необходимо растению для роста?» (карточки с изображением: солнца, лейки, земли, воздуха, воды, игрушки, снега и т.д.)
Воспитатель: Правильно, ребята! Без воздуха, тепла, света и воды, растения не растут и не цветут. А еще, всем растениям обязательно нужны забота, нежность, любовь, поэтому твоему комнатному растению, Карлсон, под ведром было темно и холодно, вот он и завял.
Карлсон: Больше я его под ведром держать не буду!
Воспитатель: Ребята и Карлсон приглашаю вас в круг, немножко отдохнем.
Физкультминутка «На окне в горшочках»
На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг.
Поднялись цветочки. Медленно встают.
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Солнцу улыбнулись. Разводят руки в стороны ладонями вверх.
К солнышку листочки Поворачиваются вправо -
Повернут цветочки, влево, руки на поясе
Развернут бутоны, Соединяют ладошки над головой
В солнышке утонут. Раскрывают ладошки-бутоны.
Воспитатель: Ребята, предлагаю рассказать Карлсону, из каких частей состоит растение. А поможет нам в этом, наш умный экран.
(дети работают у интерактивной доски)
Дети: У растения есть корень, стебель, листья, цветок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно, у растения есть корешок, который прячется в земле, от корешка идёт стебель, на стебле есть листья и цветы.Все части нужны и важны растениям.
Игра на интерактивной доске «Собери целое из частей» (растения)
Воспитатель: Ты все запомнил, Карлсон, что тебе рассказали дети?
Карлсон: Запомнил, запомнил!
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Ухаживаем за цветами»
Лейку мы сперва возьмем,
Ее к крану поднесем.
Кран тихонько открываем
Воду в лейку наливаем.
А потом кран закрываем
И растенья поливаем.
Все растения полили?
Ни одно не пропустили?
Влажную салфетку взяли
И листочки вытирали.
Осторожно не спешите
Пыль с листочков всю сотрите
Карлсон: Да я же умею поливать! (льёт на растение сверху, разбрызгивая воду).
Воспитатель: Подожди, не спеши! Так ты можешь погубить растение. Вот и свой бальзамин неправильно поливал, поэтому он и заболел.
Карлсон: Как это, погубить? Вы же сказали, что вода нужна для растения. Вот я и лью!
Воспитатель: Поливать, Карлсон, тоже нужно правильно. Посмотри, как это будут делать дети.
(Ребёнок поливает и рассказывает: носик лейки кладу на край горшка и тихонько лью воду на землю, не разбрызгиваю. Много воды нельзя лить, это вредно для корешка. Другой ребенок показывает, как нужно вытирать пыль с листочков, очень аккуратно).
Карлсон: Ура! Я теперь всё знаю, как правильно ухаживать за моим – бальзаминчиком!
Карлсон: Ой, мой цветочек, вернее комнатное растение, становится весёлым! Спасибо вам, ребята, за урок по уходу за растениями! Теперь я буду делать всё правильно. Мне уже пора улетать. До свидания, ребята!
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, а вы любите ухаживать за комнатными растениями? Закончите фразу: «Я люблю ухаживать за комнатными растениями, потому что…» (называют и передают мячик)
Дети: О них нужно заботиться человеку, украшают группу, люблю цветы, очищают воздух и т.д. (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня мы с вами занимались?
Дети: Рассказали, Карлсону, что комнатным растениям нужны для жизни свет, вода, тепло, воздух, и показали, как правильно ухаживать за ними.
Воспитатель: Ребята, вы, настоящие – экологи, знаете, как правильно заботиться о растениях, чтобы им не навредить и сумели помочь Карлсону и комнатному растению – бальзамину. Молодцы!