-Закреплять представления детей о правилах безопасности на железной дороге.
-Развивать связную речь детей, умение выразительно читать стихотворения о железнодорожных профессиях, отвечать полными и распространенными предложениями
-Создавать у детей радостное настроение и вызывать положительные эмоции.
Воспитывающие:
-Воспитывать интерес и уважение к профессии своих пап- железнодорожников , вызвать желание детей в будущем работать на железнодорожном транспорте.
Предварительная работа:
Социально-коммуникативное развитие:
Проведение мини-бесед с детьми старших групп,
-«Мои родители- железнодорожники»,
«Что мы видели на вокзале?»,
»Зачем нужно знать правила безопасности?»
Экскурсии на железную дорогу,
железнодорожный вокзал,
к переходу на железную дорогу,
Железнодорожный вокзал»,
«Железнодорожные пути»,
«Из истории железной дороги»,
«Сигналы, регулирующие движение» …
Сюжетно-ролевые игры «Вот поезд наш едет,», «Мы едем, едем, едем…»
Дидактические игры, словесно- речевые игры.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование »Электричка прибывает на станцию Междуреченск»,
Лепка »Готовим грузовой поезд к поездке»
Слушание музыки, песен
Речевое развитие:
Чтение худ литературы:. чтение книги С. Я. Маршака «Багаж»;
- знакомство со стихотворением В. Степанова «Белый терем, зимний лес»;
- создание «Словаря будущего железнодорожника».
Методы и приемы:
игровой, наглядный, практическая деятельность детей. Вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование музыкальных произведений, и т. д..
Материалы
Стихи о железной дороге, о профессиях родителей , презентация «Железнодорожные профессии», иллюстрации с правилами. Ноутбук, звукозаписи, фотографии связанные с железной дорогой города Междуреченск, с работой родителей на железной дороге. Светофор, 5 обручей к игре «Железная дорога», запись «Песенка друзей», галстуки,, воздушные шары.
Ход НОД
1 вводная часть
Музыкальная импровизация детей под детскую песенку »Всепрофессии»
Воспитатель:
-О чем песенка?
-Узнали вы в песенке профессиисвоих родителей?
-Кем работают ваши папы и мамы?
Чтение стихотворений детьми старшей группы о профессии родителей с показом рисунков выполненных детьми с родителями.
Воспитатель:
А сегодня мы с вами отправимся в путешествие….
2. Основная часть (звучат позывные поезда, который отправляется в путь)
Воспитатель:
Быстро поезд нарисуем,
Синей краской обведем,
Светофор у рельс поставим –
Будет мокнуть под дождем.
Нарисуем мы монтера
и обходчика путей.
Рядом рыжую собачку –
С ней им будет веселей.
Нарисуем рельсы, шпалы,
И, конечно же, вагон.
Проводница в синей форме
Скромно выйдет на перрон.
Воспитатель:
-О чем пойдет речь, как вы думаете?
-Почему так думаете?
Слушание песни о железнодорожниках с просмотром с лайд-шоу (фотографии о нашей экскурсии на железнодорожный вокзал, к переходу, фото- работы пап на железной дороге, сюжетно- ролевые игры детей в группе и на участке, фото людей железнодорожных профессий)
Воспитатель:
-У многих детей папы работают на железной дороге, и сегодня они прислали письмо, чтобы посвятить вас в железнодорожники. Вы хотите стать железнодорожниками? Для этого вам надо пройти испытания, которые приготовили ваши родители. (конверт с заданиями на стрелках, с помощью которых после выполнения испытаний дети должны собрать железную дорогу)
-Вы согласны? Не боитесь препятствий? У нас с вами команда и мы все должны что делать? (ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ, ПОДДЕРЖИВАТЬ ДОБРЫМ СЛОВОМ И ДЕЙСТВИЯМИ)
Приступим к выполнению заданий?
1стрелка:
Чтобы достойными железнодорожниками стать
Картинки профессий должны вы собрать и назвать.
-собрать картинки пазлы, определить железнодорожные профессии(машинист, путеец, дежурный по вокзалу, осмотрщик)
-как называется транспорт, который обслуживают люди железнодорожных профессий (наземный, железнодорожный- пассажирский, грузовой)
Дидактическая игра »Ездит-летает-плавает»(виды транспорта)
2 стрелка
-Расскажите, о каких профессиях вы мечтаете?
Ребенок:
Путейцу
В своих оранжевых жилетах
Под солнцем и в ночных огнях,
Вы и зимой, и жарким летом
Работаете на путях.
Проверки стыков, шпал и гаек.
Осмотр колес и тормозов…
Есть молоточек и фонарик…
Они расскажут все без слов.
Ваш труд тяжел – итог всем ясен;
И пассажиры будут знать.
Что путь их будет безопасен,
Аварий можно им не ждать.
Путейцы всё везде проверят,
Все неполадки устранят.
Им машинисты свято верят:
Они всегда за всем следят
(В. Захаров)
Воспитатель:
- От работы обходчика зависит состояние рельс, шпал, переездов. Как
пограничник на заставе, обходчик должен ежедневно обходить вверенный ему участок дороги
Работа путейца тоже требует силы, выносливости, умения работать с различными инструментами.
Воспитатель:
Много железнодорожных профессий наших родных и знакомых
нам предстоит узнать- монтера, механика связиста РЦС,
осмотрщика вагонов кассира билетной кассы диспетчера и проводников.
А сейчас продолжим знакомиться с профессиямиродныхнамлюдей
3 стрелка
Ребенок:
Машинист
Много дел у машинистов,
Возит он из края в край
Мед душистый, мех пушистый,
Книжки, овощи и чай.
Он везет людей в вагоне,
За вагоном ветер мчит.
«Не догонишь, не догонишь»,
Тепловоз ему кричит.
Ездит днем и ночью звездной,
Возит в бурю и мороз
Свой 12-ти колесный
Самый скорый тепловоз.
Воспитатель:
Работа машиниста, ребята, сложная и ответственная. Он управляет поездом с помощью прибора, который находится слева от машиниста. На приборе несколько рукояток. Справа от машиниста, у бокового окна, второй прибор –пневматический кран. Он служит для торможения поезда. В кабине у машиниста есть телефон, микрофон, холодильник, электроплита, шкафчик для одежды. Машинисту в его работе помогает его помощник, который сидит слева от машиниста. Машинист видит впереди сигнальные огни светофора и по нему определяет, свободен ли путь.
Воспитатель : А теперь ребята загадают загадки о профессиях.
ребенок:
Целый день я все хожу
По колесам все стучу
Неполадки устраняю
В путь вагоны отправляю. (осмотрщик вагонов)
ребенок:
Предъявите свой билет!
Пассажиры без задержки
Предъявляют их в ответ. (контролер)
ребенок: Пропускает поезда,
Знает все- кому, куда?
Поезд примет и отправит,
Зря на месте не оставит.
Через станцию пропустит,
Все запомнит, не упустит. (дежурный по вокзалу)
-Кто на железнодорожном вокзале работает дежурным по вокзалу?
-В чем заключается ее работа (принимать и отправлять поезда через станцию г.Междуреченск)
ребенок:
Без меня вам никто не продаст билет,
И в вагон вы не зайдете.
И тогда вы не объедите весь мир.
Если у меня его не приобретете? (кассир)
-А у нас есть билетная касса на вокзале?
Где наши жители приобретают билеты на проезд?
4 стрелка-
Физминутка: Звучит веселая песенка» Мы едем, едем, едем».(танец энергичных детей старшего дошкольного возраста)
5 стрелка
Азбуку правил безопасности помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Ведущая: У меня в руках жилет безопасности.
-Для чего он нужен на железнойдороге?
Ребята расскажут правила безопасности.
(Дети называют правила и передают жилет безопасности из рук в руки).
1 Ни в коем случае нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом.
2 Переходить железнодорожные пути следует по надземному, подземному переходам или по деревянным настилам.
3 Не ходите по железнодорожнымпутям.
4 Не стойте у края платформы и ни в коем случае не прыгайте с платформы на пути.
5 Если вам надо перейти на другую сторону железнойдороги, не пролезайте под вагонами стоящего поезда.
6 : Если ты едешь в электричке: не пачкай сиденья вагона, не бросай мусор в окно.
7Не высовывайся в окно, разговаривай тихо, чтобы не мешать другим.
8 Если ты садишься в электричку, то сначала выпусти пассажиров из вагона, а потом заходи сам.
6 стрелка
На железной дороге работают сильные и ловкие люди. И я вам предлагаю закаляться, с детства спортом заниматься.
Ведущая: Вот мы сейчас и увидим, какие вы сильные и ловкие.
Игра «Кто быстрее приедет на станцию»
(На ковре разложены обручи- станции). Около каждого стоят 3-4 ребенка. По красному сигналу светофора «Беги», команда бегает вокруг обруча. (По зеленому сигналу светофора команда «В обруч», дети прыгают в обруч и приседают).
7 стрелка
Всем советуем дружить.
Ссориться не смейте:
Без друзей вам не прожить
Ни за что на свете.
Дети исполняют песню «Песенка крокодила Гены».
9 стрелка
Домашнее задание»
«Словарь будущего железнодорожника».
Отгадайте, что это? –
несколько вагонов, прицепленных к локомотиву (поезд);
- мощные стальные полосы (рельсы);
- место остановки поезда (железнодорожнаястанция);
- место, откуда для пассажира начинается железнаядорога(вокзал);
- основной документ пассажира (билет);
- хозяин пассажирского вагона (проводник); - закон для отправления и прибытия поездов (расписание);
- все то, что принадлежит пассажиру (багаж); - пассажирская платформа (перрон); - полосатый загородительный брус, установленный на железнодорожномпереезде(шлагбаум);
- постоянные сигналы, которые стоят вдоль железнойдороги, приказывая или остановить поезд или продолжать движение (семафор);
- путевые машины для вывоза снега со станции (снегоуборочные машины);
- вагон, в котором перевозят нефтепродукты, пищевые и сыпучие грузы (цистерна);
- деревянные и железобетонныебрусья, на которых лежат рельсы (шпалы).
Дети сопровождают ответ показом картинок.
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
10 стрелка
Вот и выполнили все испытания и преодолели препятствия по стрелочкам- нужно по номерам соединить железнодорожные пути, чтобы мы могли все вместе путешествовать (коллективная работа детей).
Ведущая: наши дети прошли все испытания? А сейчас произнесем клятву юных железнодорожников.
Клятва
Будем спортом заниматься, ежедневно закаляться.
Клянемся.
Быть добрым, отзывчивым, честным всегда
Как люди, что в путь ведут поезда.
Клянемся.
Про железную дорогу выучим стихи и песни
С ними будет интересней.
Клянемся.
Ведущий: А теперь торжественный момент нашего посвящения.
(Под музыку детям повязывают галстуки)
ребенок: Да, железная дорога
В наше время так нужна!
И любая из профессий, -
Машиниста и кассира,
Грузчика, проводника,
Всем почетна и важна!
ребенок: Благодарность всем большая
И успешного труда.
Пусть работа будет в радость
И поет всегда душа!
(Гости, сотрудники детского сада, родители раздают детям воздушные шары, паровозики)