Выполнила: Мусиец Т.Н.
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Вводная часть Организационный Ситуативный разговор Загадка | Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть. Здравствуйте — желаю вам здоровья! В слове этом — мудрость, доброта, Что всегда соседствуют с любовью, И души народной красота! Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества? Тогда выбирайте в группе самые удобные места. Дети, вы ничего странного в группе не заметили? Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково, в нем загадка: Солнце яркое встаёт, Спешит на ярмарку народ, А на ярмарке товары: Продаются самовары, Покупают люди сушки И отличные игрушки! А вот какие игрушки отгадайте? - Весёлая белая глина Кружочки полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская) (открывают Шкатулку Мастеров) | Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой Предлагает и корректирует выбор детей Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность | Приветствуют друг друга и гостей Выбор удобного места для творчества Дети обходят группу в поиске необычного предмета, находят шкатулку мастеров. Обследуют её, находят письмо. Дети высказывают свои мысли о том, что делать с письмом и Шкатулкой Мастеров, кто-то из детей читает письмо или предлагают это сделать взрослому. | Дети настроены на общение Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
2. Основная часть (содержательный деятельный этап) Проблемная ситуация | Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров? Выберите себе любую дымковскую игрушку | | Решают проблемную ситуацию, выбирают игрушку, рассматривают элементы росписи, сравнивают с элементами росписи игрушек других ребят группы. | Умение делать вывод и его аргументировать |
Презентация | Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской» по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. | Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей. | Слушают, узнают об истории создания дымковской игрушки, рассуждают. | Обогащает опыт, проявляет интерес к народной игрушке. |
Отгадывание на слух какой музыкальный инструмент звучит | | За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания | Внимательно выслушивают, называют музыкальный инструмент | Определяет музыкальные инструменты. Знает названия русских народных музыкальных инструментов |
Музыкальная игра | | Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение | Выбирают музыкальный инструмент, слушают русскую народную мелодию, стараются ритмично попадать в такт мелодии, демонстрируют положительные эмоции | Умение выбивать ритм. Получение в процессе игры положительных эмоций. Обеспечена потребность детей в движении. |
Подвижная игра «Найди игрушку» (с музыкальным сопровождением) | | Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил, предложенных детьми | Выбирают свои правила игры, выбирают партнёров, демонстрируют физическую активность | Умение слушать, выполнять выбранные правила. Умение ориентироваться в пространстве. Реализована потребность детей в общении |
Продуктивная деятельность | | Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки, постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально в паре, в тройке в подгруппе, по желанию использует шаблоны – силуэты дымковской игрушки из Шкатулки Мастеров, выбирает материалы (краски гуашь, кисточки или ватные палочки), которые можно применить для изобразительной деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу. | Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности; Умение подбирать необходимые материалы для работы; Умение делать логический вывод; Умение следовать правилам |
3.Заключительная часть. | | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы. | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. *(Выставка, ярмарка, подарок-предложения детей) | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
Чтение стихов о дымковских игрушках | 1. Вот индюк нарядный, Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. 2. Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив, Смотрит свысока вокруг, Птица важная индюк. 3. Удивительный наряд: Сидит кокошник горделиво, Водоноска так красива, Как лебёдушка плывёт, Песню тихую поёт. 4. Через горные отроги, Через крыши деревень, Длиннорогий, желторогий Мчится глиняный олень. 5. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. В Дымкове, за Вяткою рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Труженицы славные живут. Кто-то сделал индюка- распушенные бока, У кого-то глина стала вдруг павлином. Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей. Мастера и мастерицы появились на селе. | Приглашает к чтению стихов | Слушают, читают стихи | Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям. |
Исполнение русской народной песни (социальный партнер – музыкальный руководитель) | | *возможно исполнение песни «Ярмарка», либо другая (по выбору детей) | Выбирают песню, партнёра (если необходимо), сочетают движение в с музыкой самостоятельно | Имеют чувство ритма и мелодики музыки; Проявляют эмоциональное отношение к музыкальному произведению Обогащение тактильного опыта |