Конспект "Мы по лесенке пройдем, дружно песенку найдем!"
Конспект "Мы по лесенке пройдем, дружно песенку найдем!"
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия: Создать условия для формирования ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Практические: музыкальные игры, творческие задания.
Оборудование:
Лесенка из семи ступеней;
детские музыкальные инструменты (бубны, маракасы, свистульки, барабаны, тарелки, металлофон));
бэйджи с изображением музыкальных инструментов, бабочки, цветы бумажные по количеству детей;
ритмический кубик; нотки; схемы на слайдах.
Ход занятия:
Дети входят в зал под ритмичную музыку. Встают в круг.
Валеологическая песня- распевка «Доброе утро!»
(авторская разработка)
Доброе утро! поворачиваются друг к другу, разводят руки в
Улыбнись скорее! стороны,
И сегодня весь день хлопают в ладоши,
Будет веселее.
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, постепенно поднимают руки вверх, выполняя
Как в саду цветочки! «фонарики»,
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Пальчиковая речевая игра «Утром рано я встаю» (И. Бодраченко)
Музыкальный руководитель:
Утром рано я встаю, свою песенку пою,
И со мною дружно в лад подпевают…
Дети: 100 ребят! (поднимают руки вверх, расставив пальцы)
Вместе: Подпевают 100 ежей (складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ёжик»)
Подпевают 100 ужей (соединяют ладони, делают волнообразные движения – «уж ползёт», текст произносят громким шёпотом)
И поют её зайчата (приставляют ладони к голове – «ушки зайчика», текст произносят высоким голосом)
И поют её лисята (сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», текст произносят более низким голосом)
А в берлоге – медвежата (разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)
А в болоте – лягушата (сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», текст произносят высоким голосом)
Даже страшный крокодил эту песню разучил! (расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху – «пасть крокодила», произносят текст громким шёпотом)
Промурлыкала нам кошка (сгибают руки в локтях перед собой – «кошачьи лапки», произносят текст высоким голосом)
Песню, сидя на окошке (кладут голову на «лапки»)
Слышишь (поднимают указательный палец вверх)
Как под нашей крышей (поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»)
Эту песню поют мыши? (сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом)
Утром рано мы встаём, хором песенку поём.
Музыкальный руководитель: А о чём же в ней поётся?
Дети: Как нам весело живётся! (хлопают в ладоши)
Музыкальный руководитель
Наша песенка решила сегодня в прятки поиграть,
Чтоб её найти – нам нужно вверх по лесенке шагать!
(Педагог и дети подходят к лесенке, состоящей из 7 ступеней).
Лесенка - то не простая, что за лесенка такая?
(ответы детей: музыкальная, состоит из 7 ступеней)
Музыкальный руководитель: А прячется песенка наша на самой высокой ступени. Но чтобы до неё добраться, нужно пройти все ступени и на каждой будет для вас задание. Если справитесь с ними – найдёте свою песенку.
Дети садятся на стульчики. Педагог берет нотку, на которой написано задание.
1 –е задание: «Песню надо петь со словами, а какими – подумайте сами».
Музыкальный руководитель: А вы знаете такие слова, которые могут встретиться в нашей веселой, весенней, жизнерадостной песенке?
(Дети предлагают варианты) Молодцы, все ваши слова подойдут для весенней песенки. А теперь, я предлагаю все ваши замечательные слова пропеть и прохлопать.
Речевая игра «Слово на ладошках»
(слова Н.Никулевой, музыка Е.Попляновой)
«Я найду СЛОВА везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово, не беда, играем в слово!»
(Дети произносят и прохлопывают ритмослоги).
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, мы справились с заданием? Если нотка зазвучит, значит задание мы выполнили верно.
В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.
Музыкальный руководитель: Справились, молодцы! Теперь мы поместим нашу первую нотку на нотный стан.
Педагог берет другую нотку, читаетзадание: «Нужен аккомпанемент,
Чтобы песня зазвучала,
Инструменты нужно взять
На них весело сыграть!»
Музыкальный руководитель: Интересное задание! Я хочу вам прочесть стихотворение, послушайте его.
«Снова Весна идет» (сл. Т.Боровик)
(Рассказывает стихотворение, на слайдах появляются изображения инструментов в соответствии с текстом).
1.Снова весна идет, радость несет(бубен)
Капельки «динь-динь-динь», (колокольчик)
Птенчики «цвинь-цвинь-цвин»ь.(дудочка)
Снова весна идет, все запоет. (все)
2. Снова весна идет, радость несет (бубен)
Мошки летят, жужжат, (маракасы)
И ручейки не спят, (металлофон)
Снова весна идет, все запоет. (Все)
3. Снова весна идет, радость несет. (бубен)
Ветви качаются, нам улыбаются.(султанчики-трещотки)
Снова весна идет, все запоет. (Все)
4.Теплое солнышко, желтое донышко,
Вместе с весной идет, радость несет. (Все инструменты)
Музыкальный руководитель: Ребята, а для чего на слайдах появлялись инструменты, когда я читала стихотворение? (Ответы детей). На столе вы видите инструменты, подойдите к ним и возьмите те инструменты, которые изображены на ваших бейджиках. Я еще раз расскажу стихотворение, а вы будете озвучивать его музыкальными инструментами.
Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию как только на слайде появится ваш инструмент. Чтобы наше стихотворение получилось красивым, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.
(Повторно звучит стихотворение, но в сопровождении музыкального оркестра).
На слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.
Музыкальный руководитель: А вот и вторая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Теперь мы поместим нашу вторую нотку на нотный стан.
Подходит к 3-й ступени, берёт нотку.
Музыкальный руководитель: Чтобы узнать следующее задание, сядем с вами в круг.
читаетзадание: «Долгий звук и звук короткий
Есть у песни непременно.
Их на кубике найдите,
По рисунку спойте верно».
Посмотрите, на кубике нарисованы какие-то круги – маленькие и большие. Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Правильно, большие круги обозначают долгий звук, а маленькие – короткий звук. Долгий звук обозначаем слогом «ТА», а короткий «ТИ»
Музыкально-дидактическая игра «Ритмический кубик»
« Ты беги весёлый кубик
Быстро-быстро по рукам.
У кого остался кубик –
Тот прохлопает «ти-та»
На слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.
Музыкальный руководитель: А вот и третья фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились (помещает нотку на ступень)
Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая ступень? Давайте спокойно пройдём на стульчики и послушаем задание.
Подходит к 4-й ступени, берет нотку, читаетзадание:
«Есть слова, есть инструменты, ну а где мелодия?
Вы на схемы посмотрите, и мелодию найдите».
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какая интересная схема.
Обратите, внимание, что все звери находятся на разной высоте. Как вы думаете, что бы это могло означать? (Ответы детей) Есть звуки высокие и низкие. Если кошки находятся наверху, как бы они пропели эти звуки? (Мяу) А как споёт корова? (Му) А как споют собаки? (Гав, гав). Кто хочет спеть по этой схеме?
Музыкально-дидактическая игра «Пропой звуки»
Фигуры котят, собачек и коров расположены в звуковысотном порядке. Дети сначала по одному, затем вместе поют схемы.
В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.
Музыкальный руководитель: И эта нотка зазвучала, что это значит? (Ответы детей) Теперь мы поместим нашу четвертую нотку на нотный стан.
Подходит к 5-й ступени, берет нотку, читаетзадание:
«Начало есть у песни,
Начало есть у фразы,
Услышать вы сумеете
Начало и конец?»
Музыкальный руководитель: В зале расцвели цветы, а на них сидят бабочки. Пройдите к цветам и присядьте возле них, а бабочку наденьте на пальчик (Дети занимают места). Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте! (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На начало музыкальной фразы бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок. Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей) Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.
(У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы).
«Вальс-шутка» (музыка Д.Шостаковича)
На слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.
Музыкальный руководитель: А вот и пятая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Сейчас я и пятую нотку помещу на нотный стан.
Подходит к 6-й ступени, берет нотку, читаетзадание:
«Зазвучала песня в ритме,
А теперь – с движением,
В хоровод прошу всех встать,
И чуть-чуть потанцевать!»
Хоровод «Вологодские кружева»
Музыкальный руководитель: Понравился вам танец? (Ответы детей)
На слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.
Музыкальный руководитель: А вот и шестая фраза нашей песенки. Значит, и с этим заданием справились. Мы дошли до 7-й ступени.
Подходит к 7-й ступени, берет нотку читаетзадание:
«Вы дошли до вашей песни,
Молодцы, вы справились!
Угадайте, что за песня
На ступени спряталась?»
Музыкальный руководитель играет мелодию, дети узнают её, называют. Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню с движениями.
Песня «Солнечная капель» (муз. Соснина)
Музыкальный руководитель: Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песенки. И песенка дарит вам нотки. Но посмотрите нотки разноцветные. Возьмите такую нотку, которая соответствует вашему настроению от нашей встречи.
Рефлексия «Нотки»
Музыкальный руководитель: Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки, значит какое настроение у вас? А что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А кто выбрал фиолетовую нотку? Вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас?
Музыкальный руководитель: Вы трудились не напрасно, все согласны?
Дети: Да, согласны!
Коммуникативная игра «Подари улыбку другу»
(Дети стоя по кругу, «передают» другу свою улыбку, кладя при этом руку на плечо товарища)
Музыкальный руководитель: И с весёлым настроеньем мы выходим все из зала. До свидания, ребята!
Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.