Конспект мастер – класса по развитию речи «Путешествие на волшебный остров звуков»
Конспект мастер – класса по развитию речи «Путешествие на волшебный остров звуков»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Продолжать формировать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, выделять ударный звук в слове; продолжать разгадывать ребусы; закреплять использование в речи антонимов, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом, учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях; закреплять чувство уверенности в своих знаниях.
Создать положительно – эмоциональное настроение у детей;воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование и материал: 2 конверта с письмами от царицы Грамматики, воздушный гелиевый шар, клубок большой и маленький От Буквоеда: письмо, сундук с 5 конвертам, а в них задания. Альбомные листы по количеству детей, акварель, кисточки, салфетки, парус, якорь.
Наглядно – демонстрационный материал:
Плакат с изображением карты Звукового царства Буквенного государства в виде алфавита с выделенными буквами-остановками, напечатанные слова «книга», «азбука», элементы букв, ребусы, интонационные знаки препинания.
Методические приёмы:
Сюрпризный момент, художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, создание проблемной ситуации, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дидактические игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект мастер – класса по развитию речи «Путешествие на волшебный остров звуков»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 104 комбинированного вида» (корпус 2)
Конспект мастер – класса по развитию речи
«Путешествие на волшебный остров звуков»
Для воспитателей ДОУ
/старший дошкольный возраст/
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории
Шалдина О.В.
г.о.Саранск 2018г.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Продолжать формировать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, выделять ударный звук в слове; продолжать разгадывать ребусы; закреплять использование в речи антонимов, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом, учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях; закреплять чувство уверенности в своих знаниях.
Создать положительно – эмоциональное настроение у детей;воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Оборудование и материал: 2 конверта с письмами от царицы Грамматики, воздушный гелиевый шар, клубок большой и маленький От Буквоеда: письмо, сундук с 5 конвертам, а в них задания. Альбомные листы по количеству детей, акварель, кисточки, салфетки, парус, якорь.
Наглядно – демонстрационный материал:
Плакат с изображением карты Звукового царства Буквенного государства в виде алфавита с выделенными буквами-остановками, напечатанные слова «книга», «азбука», элементы букв, ребусы, интонационные знаки препинания.
Методические приёмы:
Сюрпризный момент, художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, создание проблемной ситуации, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дидактические игры.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение
(дети передают клубочек друг другу из рук в руки).
Воспитатель: Ребята, давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже поделятся своим хорошим настроением.
(Гости подменяют клубочек)
Воспитатель: Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
(Звучит музыка, шум ветра)
(В комнату влетает воздушный шар с письмом.)
Воспитатель: Ребята, это письмо от царицы Грамматики. Хотите знать, что в нём написано?
Читает: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, островного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед пробрался в мой остров и заколдовал всех её жителей, они перестали понимать друг друга. Помогите, пожалуйста, навести порядок».
(Звучит музыка, шум ветра)
(на экране появляется остров в тумане)
Воспитатель: Ну что ребята, поможем царице Грамматики!».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что там виднеется?
Дети: Ничего не видно.
Воспитатель: Давайте подумает, что делают капитаны на кораблях когда ничего не видно.
Дети: Смотрят в подзорную трубу.
Воспитатель: Ребята, а у нас есть разве подзорная труба?
(Дети начинают искать подзорную трубу)
Дети: Мы нашли.
Воспитатель: Так давайте же скорее посмотрим что там?
Дети: Там остров.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Там вода, и пальмы. Остров со всех сторон окружён водой.
Воспитатель: Интересно что за остров такой? А, это наверное и есть остров царицы грамматики. Давайте отправимся туда и одолеем злого волшебника Буквоеда. Только на чём мы отправимся?
Дети: На остров на поезде, на машине и автобусе не попасть.
Воспитатель: И взлётно-посадочной полосы для самолёта нет.
Дети: Давайте отправимся на корабле!
Воспитатель: Хорошо, давайте из модулей построим наш корабль, которому будут не страшны не ветра не волны.
(Дети с помощью воспитателя строят корабль, натягивают паруса и отправляются в дальний путь!)
Воспитатель: Ребята, давайте наполним наши паруса воздухом, что – бы наш корабль быстро доплыл до острова.
Артикуляционная гимнастика.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
(Звучит музыка, шум прибоя)
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами на острове. Только что то не понятное здесь происходит. Когда мы подплывали к острову было утро, а сейчас ночь. Это как это так?
Дети: Это Буквоед всё испортил.
Воспитатель: Точно, это волшебник перепутал части суток и жители острова теперь не могут понять когда спать, когда вставать, когда работу начинать. Как же им помочь?
Дети: Надо вернуть части суток на свои места.
(Дети характеризуют части суток, выставляют картинки в ряд, рассказывают о том чем они занимаются в разное время суток.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь лежит посылка. Это послание от Буквоеда.
Послание от Буквоеда: - Ребята, если вы доберётесь до острова то вам придётся выполнить много заданий. Как только выполните все задания вы сможете составить из полученных букв слово. Это слово волшебное, только тогда вы освободите заколдованных жителей острова.(Буквоед приготовил для ребят 5 конвертов с заданиями.) Воспитатель находит конверты с заданиями.
Воспитатель берёт конверт с буквой «К»
«Математические загадки»
Загадки от Буквоеда:
1.Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать? (четыре)
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал -
2.От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (пять)
Воспитатель: Ребята, я это ещё не все задания от Буквоеда. Давайте пройдём в глубь острова и отдохнём.
Физкультминутка.
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками)
(Дети проходят на середину группы и садятся за столы. Для них Буквоед подготовил задание.)
Воспитатель: Ребята нам злой волшебник приготовил для нас ещё задания, но я думаю что мы справимся.
Воспитатель берёт конверт с буквой «Н»
«Загадки»
Загадки про гласные буквы
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки...
Ответ: Гласные
Загадки про согласные
Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук. Они все разные,
А называются они...
Ответ: Согласные
Воспитатель берёт конверт с буквой «И»
«Превращения слов»
Буквоед перепутал названия сказок. Поможем царице Грамматике исправить ошибки, пока сказки на нас не обиделись.
«Федорино море», К. Чуковский («Федорино горе»)
«Крот в сапогах», Ш. Перро («Кот в сапогах»)
«Шурочка Ряба», русская народная сказка. ( «Курочка Ряба».)
«Коробок», русская народная сказка. ( «Колобок».)
«Кепка», русская народная сказка. ( «Репка».)
«Красная Тапочка», Ш. Перро. ( «Красная Шапочка».)
«Гладкий утёнок», Г. Х. Андерсен («Гадкий утенок»)
«Кусалочка», Г. Х. Андерсон («Русалочка»)
«Нежная королева», Г. Х. Андерсен («Снежная королева»)
«Маленький Мак», В. Гауф («Маленький Мук»)
«Серая Лейка», Д. Н. Мамин – Сибиряк («Серая Шейка»)
«Маленький цветочек», С. Т. Аксаков («Аленький цветочек»)
«Серебряное корытце», П. Бажов («Серебряное корытце»)
«Хозяйка модной горы», П. Бажов («Хозяйка медной горы»)
«Сивка – Мурка», К. Д. Ушинский («Сивка-Бурка»)
Воспитатель берёт конверт с буквой «Г»
«Исправь ошибку»
1. Червяк клевал скворца.
2. Песня пела соловья.
3. В цветке стояла ваза.
4. Грибы собирали детей в корзину.
5. Суп сварил вкусного повара.
6. Рыба ловит рыбака.
Воспитатель берёт конверт с буквой «А»
«Звуки»
Воспитатель: Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.
Воспитатель: Какими бывают звуки?
Дети: Звуки бывают согласными и гласными.
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?
Дети: Гласные звуки – это такиезвуки, которые тянутся, поются голосом.
Воспитатель: Каким цветом обозначаются все гласные звуки?
Дети: Все гласные звуки обозначаются красным цветом.
Воспитатель: Ребята, вот у меня и закончились все коварные задания от Буквоеда. Мы молодцы. А посмотрите, если расположить все конверты по порядку то какое получится слово?
Дети: Книга!
Воспитатель: Правильно. Давайте сделаем звуковой анализ слова «Книга».
Один ребёнок выходит к доске и разбирает слово по составу, а остальные дублируют разбор слова на своих рабочих местах
Дети: 5 звуков, 2 слога.
Звук – «к», согласный, твердый.
Звук – «н», согласный, мягкий.
Звук – «и», гласный.
Звук – «г», согласный, твердый.
Звук – «а», гласная.
Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас появилось новое письмо. Оно снова от царицы Грамматики. Давайте его прочтем.
Читает. «Спасибо вам ребята, что вы спасли мой остров и её жителей. Жители острова подготовили для вас памятные подарки»
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что за подарки нам подарили.
Воспитатель берет из конвертов листы, но листы оказались пусты, без изображений.
Воспитатель:Вот это да. Ребята посмотрите какие подарки у нас, вы что то видите что здесь изображено.
Дети:Нам подарили просто белые альбомные листы.
Воспитатель: Ребята, я вроде знаю в чём дело! Листы не простые а волшебные. Давайте возьмём свами в руки кисточку и закрасим сине акварелью лист. Может мы и увидим что у нас получилось.
Воспитатель предлагает детям использовать нетрадиционную технику рисования. Закрашивая чистые альбомные листы акварелью дети увидят что изображено на белых листах.
Пальчиковая гимнастика.
Рыбка в озере живёт.
Рыбка в озере плывёт.
Хвостиком ударит вдруг.
И услышим плюх, плюх, плюх.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же за подарки нам приготовила грамматика!
Дети: Да это же изображение жителей островного звука. Мы их освободили.
Воспитатель: Ребята, но а нам пора возвращаться назад в свой детский сад. Давайте займём свои места на нашем корабле. В добрый путь.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на то какие лица у спасённых жителей острова?