Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия для логопедической группы "Волшебная страна часов и времени"»
Государственное ДОШКОЛЬНОЕ образовательное
учреждение Луганской Народной Республики
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7 «ЗОЛОТАЯ РЫБка»
Интегрированное занятие по развитию речи
« Волшебная страна часов и времени »
Подготовили:
воспитатели логопедической группы :
Яцуненко Г.И.,Бадуненко Е.А.
Логопед: Сухорукова Е.А.
Алчевск-2019
ЦЕЛИ:
Коррекционно-образовательные:
Расширять и систематизировать знания детей о разновидностях часов в прошлом и настоящем, их деталях, истории возникновения, о принципе работы в жизни человека.
Познакомить с явлениями природы, связанными со сменой времени суток.
Учить составлять короткие рассказы о часах.
Тренировать в образовании качественных прилагательных на этапе ознакомления с видами часов.
Формировать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.
Учить соотносить речь с движениями во время выполнения логоритмики.
Закрепить навык ответа на вопрос полным распространенным предложением.
Учить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Закрепить счет в пределах 10 с помощью методики рассказывания руками, а также логоритмики «Распорядок часовой».
Коррекционно-развивающие:
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, различные виды часов.
Формировать познавательный интерес к понятию «время» через отдельные факты и сведения о разных способах измерения и фиксации времени.
Развивать зрительное и слуховое внимание и память, ассоциативное и логическое мышление, творческую фантазию, двигательную активность посредством игровых двигательных заданий, общую и мелкую моторику, координацию речи и движения.
Повышать эмоциональный тонус, эффективность запоминания с помощью игровых упражнений.
Развивать связную, грамматически правильную речь, мелкую и общую моторику, грамматический строй речи, коммуникативные навыки, творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать позитивный интерес к окружающим явлениям.
Формировать чувство товарищества, дружелюбие, доброжелательное отношение к окружающим.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Под музыку дети входят в зал.
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами часто на занятиях путешествовали в страну Докорупо, чтобы там больше узнать об окружающем нас мире.
Я предлагаю и сегодня отправиться туда
-Но сначала давайте вспомним, что же это за страна такая.
(Чтение стихотворения ребенком)
-Что же это за страна такая?
Даже сквозь самую сильную лупу глупо на карте искать Докорупо,
Поскольку великая эта страна на карту не может быть нанесена.
В ту страну не идут поезда, и самолет не летит туда.
Но если всмотреться внимательным взглядом
Во все, что с тобою находится рядом.
То не придется дорогу искать в страну, ДО КОторой РУкою ПОдать!
Сигнал скайпа ( видео)
Смотрите, нам пришло сообщение…
Всем! Всем! Огромная просьба о помощи! Сегодня ночью злодей похитил часы, сломал их и нарушил ход времени. Если в течение 24 часов не исправить положение, процесс будет необратим, и страна Докорупо перестанет существовать. Всех кто может помочь просим приехать в лабораторию.
- Ой, что же теперь будет?
Дети обсуждают, решают помочь.
Воспитатель:
Хочу вас предупредить, что во время путешествия можно встретиться с разными трудностями и от того, как ведут себя участники путешествия, зависит сможем ли мы сохранить страну Докорупо. Все должны быть дружными и помогать друг другу: один – за всех,
Дети: все – за одного!
музыка
-Итак, давайте возьмемся за руки, закроем глаза и три раза произнесем заветные слова (раз, два, три в Докорупо попади).
-Открываем глазки и смотрим на все, что нас окружает глазами исследователя.
Воспитатель: Рада приветствовать вас в стране Докорупо, в замке живой природы. Знаю, что вы хотите помочь вернуть часы, и восстановить ход времени. Я помогу вам в этом.
Давайте вспомним: А как вы думаете, зачем людям нужны часы?
Дети: Чтобы знать время.
- Зачем человеку нужно знать время?
Дети: чтобы не проспать, чтобы не опаздывать. Чтобы не опаздывать на автобус, на работу, в кино, в магазин и т.д.
-Как вы думаете: можно время пощупать, понюхать, потрогать?
Дети: Нет, со временем нельзя ничего сделать. Оно всегда идёт и никогда не останавливаться.
Воспитатель: Правильно. Время движется и очень быстро. Поэтому люди во все времена старались бережно относиться ко времени, ценили его, и учились правильно распределять. И в этом Человеку помогали часы. Прибор, который определяет время.
Воспитатель:
Дети, чтобы восстановить ход времени нужно побольше узнать об
истории часов. И я познакомлю вас с первой страницей Истории часов.
Воспитатель:
Итак начинаем из далёкого прошлого. ( картинки)
Дети! Как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?
Дети: По звёздам, по солнцу, по растениям и т.д.
Воспитатель: значит, для людей это и были часы.
Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?
Воспитатель. Правильно. Узнавали люди время и по живым часам.
Он носом в землю постучит,
взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
крикун неугомонный. Кто это?
Почему петуха называют живыми часами?
Дети: Он кричит по утрам и всех будит.
Дети: живой будильник – это петушок.
(включается аудиозапись крика петуха)
Но хотя и кричит петух в одно и то же время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать. Неудобными оказались живые часы.
Игра « покормим курочек»
Воспитатель: Насыпаем горох в крышку от банки или блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет еще одну, еще одну и так набирает целую горсть. Можно это делать одной или двумя руками. Каждая горошина берется на ударный слог.
Зернышки все, что хозяйка давала
Курочка клювом по штучке склевала.
Воспитатель: Но можно ли по пению петуха определить точное время?
Дети: Но по пению петуха трудно определить точное время.
То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик,
то лисы испугается и начнет кричать,
то лиса петуха унесет и съест.
Воспитатель: Неудобными оказались живые часы.
Слышали ли вы о цветах часах?
-Попробуйте догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени?
Дети: Цветы открывают и закрывают свои лепестки в строго определённое время. И они никогда не путаются.
Дети: Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время.
Воспитатель: Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.
Давайте представим, что мы с вами одуванчики
Одуванчики ( логоритмика)
У реки – зеленый луг, ( показ волны, руки в стороны)
Одуванчики вокруг ( руки над головой, шар, кружатся)
Росами умылись, ( умываются)
Дружно приоткрылись. ( руки над головой с раскрытыми ладошками)
Как фонарики горят, ( делают фонарики руками)
Нам с тобою говорят: ( показ на себя на других, развели руки)
«На часах – ровно пять, ( показывают на наручные часы и пять пальцев)
Можете еще поспать!» ( ладошки у щеки присели)
Утром на солнечной полянке встаёт солнышко, и одуванчики раскрываются.
( имитация движения)
Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда - поворачивает вслед за ним свою голову-цветок.( повороты головой)
К вечеру жёлтые огоньки гаснут и закрываются.
Воспитатель 2: да. Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время.
Так появились цветочные часы- клумбы.
Вы видите, идут
Цветочные часы…
В пять маки зори льют
По капелькам росы.
В шесть озаряет день
Льна голубой цветок.
Фиалка вспыхнет в семь.
В восьмом часу - вьюнок.
Видео слайды
Воспитатель 2: Удобны ли такие часы, какие у них есть недостатки?
Дети:
-Нет. Ведь, чтобы узнать время по цветам нужно идти на луг, бросив все дела.
- Цветы показывают не точное время.
-В пасмурную и дождливую погоду цветы не раскрываются.
Дети: такими часами можно пользоваться только в лесу, например в походе.
- Делаем вывод: хоть и пользовались люди "живыми часами", они были неточными и неудобными.
Воспитатель 2: И именно поэтому люди перестали надеяться на живую природу, и придумали новый способ определять время, сделав часы своими руками.
Но об этом вы можете узнать в городе Мастеров. Я провожу вас туда.
Детей встречает хозяйка города. Воспитатель уходит.
Воспитатель 2: Приветствую вас в моём городе мастеров.
Садитесь удобнее и внимательно слушайте. ( слайды)
- Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Оно никогда не стоит на месте – все движется и движется по небу. А люди каждый день поглядывают на него и говорят «Вот утро», «Вот обед», «Вот вечер». И думают: как бы по точнее узнавать время? И смастерили они настоящие, солнечные часы. Вместо циферблата расчертили площадку под открытым небом. Вместо стрелок поставили колышек, и от него отходит тень. Ходит солнышко по небу – ходит по площадке тень. И точь-в-точь, как часовая стрелка, показывает время. (Показ макета солнечных часов)
Дети: такие часы есть у нас в саду, на метеоплощадке. Мы наблюдали за ними летом.
Воспитатель 2: давайте попробуем их смастерить.
Дети: вместо солнца мы будем использовать фонарь.
Для того, чтобы увидеть стрелку- тень, нам нужен колышек.
Ходит солнце и стрелка движется.
Прошло оно полный круг, прошёл день.
Солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях,
На лужайке, в саду-
У солнышка на виду.
Воспитатель 2: Такими часами люди пользовались недолго. Как вы думаете, почему?
Дети: Так как эти часы показывали время только в солнечную погоду, ночью они не работали.
Воспитатель 2: И тогда придумали люди водяные часы, с которыми вы уже знакомы.
Дети: да, мы видели их на занятиях по экспериментированию.
Воспитатель 2: давайте попробуем смастерить водяные часы и покажем гостям, как они работают.
Дети:
-для начала мы забиваем главный колышек, который будет держать сосуд с водой.
- Теперь забьём 2 других колышка, которые будут поддерживать этот сосуд.
- На сосуд с делениями я закручиваю крышку с маленькой дырочкой, через которую будет вытекать вода.
Воспитатель 2: Одно деление на сосуде означает минуту.
Дети: Я надёжно закреплю сосуд между колышками, делениями вперёд.
- Ещё нужно поставить ёмкость, куда будет стекать вода.
Воспитатель 2: Осталось только налить в сосуд воду и понаблюдать.
Сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
В память о водяных часах мы и сегодня по старинке говорим: «С той поры много воды утекло».
Прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны? (Показ макета водяных часов)
Дети: В них надо постоянно подливать воду.
Они работают короткий отрезок времени.
Воспитатель 2: А какие ещё бывают часы похожие на водяные.
Показ часов.
Ребёнок:
А бывают часы песочные – точные! В них песчинки текут – секунды бегут! Как песчинки собрались, холмиком улеглись в колбочке из стекла, так и минутка истекла!
Воспитатель 2: Ребята, часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Их нужно через минуту переворачивать. А как вы думаете, одна минута – это много или мало? Сейчас мы проверим, много ли это - 1 минута.
Возьмите палочки стрелки и представьте, что вы часики. Засекаем время на песочных часах.
Танец « часики идут»
Воспитатель 2: 1 минута - это много или мало?
Дети: Мало. Хотим ещё поиграть.
Воспитатель 2:
А теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны?
Дети: Да.
Игра «Молчанка»
(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)
Воспитатель 2: А теперь 1 минута - это много или мало?
Дети: Много.
Когда мы играли, время шло быстрою
А когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго.
Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро.
Воспитатель 2:
Понаблюдав за часами в моей лаборатории, что вы можете сказать о действиях времени.
- Мы говорим, что в водяных часах время….(течёт),
а в песочных часах…..(пересыпается),
когда скучно - тянется,
когда весело – бежит, прыгает, скачет и даже танцует.
Воспитатель 2:
А что можно сказать о часах, которые живут в моей городе. Почему время этих часов прошло?
Дети: Все эти часы были неудобными, так как солнечные часы ночью и в пасмурную погоду не работали,
песочные часы нужно переворачивать,
в водяные часы нужно постоянно подливать воду, а главное по ним нельзя определить точное время.
Воспитатель 2 :
Поэтому человек изобрёл механические часы.
Но узнаете вы о них в нашем музее современных часов. До скорой встречи.
(Под музыку ведет детей в музей и уходит)
Логопед: Здравствуйте, ребята! Приветствую вас в музее современных часов.
Все часы, с которыми вы познакомились до этого времени, были не очень удобными, и человек придумал механические часы. Как вы думаете, почему их так назвали?
Лера: Я думаю, потому что внутри у них работает механизм.
Логопед: Верно. Видите сколько там разных деталей?
(Картинка на экране)
Логопед: А вы знаете, ребята, что первые механические часы человек разместил на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки и эти часы были неудобны. Почему?
Дети: Их было видно не изо всех домов.
Дети: Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.
Логопед: И люди придумали такие часы, которые можно было повесить в каждом доме. Каких часов только не придумали: в виде шкатулок, башенок, беседок. Итак, появились разные часы, и сейчас я предлагаю вам рассказать о ваших домашних часах.
Дети: В нашей семье есть часы, которые висят на стене в столовой. Их называют настенные. Папа заводит их ключиком, они механические.
Дети: У моей мамы есть часы на цепочке, их надевают на шею, как кулон.
Дети:А я у моей бабушки видела часы , в которых живет кукушка. Она каждый час кричит ку-ку.
Дети: В нашей семье есть часы, которые называются будильник. Они будят нас, когда нам нужно рано вставать. Без них мы опаздывали в детский сад.
Дети: А у моего папы есть часы, которые он надевает на руку. Это наручные часы.
Дети : А нам подарили часы в виде шкатулки. В них играет музыка, когда их заводишь.
Дети: У нас дома есть часы без стрелок. Там цифры мигают, они называются электронные.
Логопед: Спасибо, ребята за интересные рассказы. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Назови часы », которая поможет нам закрепить правильное название различных часов, и если вы назовете часы правильно, наш волшебный экран покажет их.
Дидактическая игра «Назови часы»
Воспитатель:
- часы, которые стоят на полу … напольные
- часы, которые носят на руке … наручные
- часы, которые висят на стене … настенные
- часы, которые звонят по утрам … будильник
- часы, которые стоят на камине … каминные
- часы, которые работают на батарейках … электронные
- часы с песком … песочные
Логопед:
Да, часов изобрели очень много. Все они помогают нам правильно организовать свой день, как , например это делает мудрая сова.
Физминутка
Соблюдается совой ( сжимают, разжимают кулаки)
Распорядок часовой.
Ночью в час по распорядку ( 1 палец)
Совы делают зарядку ( наклоны в стороны)
Циферблат покажет два (2 пальца)
В магазин спешит сова. ( шагают)
В три – готовит суп,
В четыре -
Вытирает пыль в квартире (вытирает пыль)
В 5 сова идёт читать,
В 6 она садится есть,
7 показывают стрелки,
в гости к ней приходят белки. ( прыгают как белки)
Не поздней 8 часов
Совещание у сов. ( совещаются)
Но как только 9 бьёт
В лес сова гулять идёт. ( шагают)
В 10 у неё вязанье,
И 11 купанье, ( плывут)
Как 12 бьёт часов-
Двери в доме на засов. ( закрывают на ключ)
В полдень ей пора в кровать, ( потягиваются, зевают)
Любит днём сова поспать ( руки под щёку, спят)
Дальше всё по распорядку ( сжимают, разжимают кулаки)
В час встаёт и на зарядку
Логопед:
Ребята, теперь вы много знаете о часах, и сможете без труда рассказать о них.
Логопед:
Ну что же, ребята, вы молодцы!
- Ребята, а ведь вы забыли, зачем вас сюда позвали!
Выходят герои.
Воспитатель: Ничего они не забыли! Ведь своим путешествием в историю часов вы восстановили ход времени от прошлого к настоящему.
Дети: А почему не к будущему?
Логопед:
Потому что будущее у вас впереди, а чтобы его приблизить предлагаю вам стать создателями часов для страны Докорупо. Пройдёмте в нашу мастерскую.
Посмотрите, что сделал Злодей с часами в стране Докорупо?
Дети: На циферблате цифры потерялись.
Логопед:
Сейчас мы их вернём на место с помощью резинок и ваших рук.
( на циферблате набиты гвоздики)
Изготовление часов
Логопед: Молодцы, вы не только вернули часы в страну ДОКОРУПО, но и восстановили ход времени от прошлого к будущему. И жители страны благодарят вас за помощь.Пора возвращаться в детский сад.
-Итак, давайте возьмемся за руки, закроем глаза и три раза произнесем заветные слова (раз, два, три в Детский сад попади).
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
Ну вот мы и вернулись обратно в детский сад.
Вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним всё, что мы узнали
в стране Докорупо
Дети:
Часы бывают разные: Есть детские, есть важные. Будильники пузатые, Настенные глазастые, Карманные почтенные, Наручные надменные, Настольные серьёзные И башенные грозные. Песочные стройняшки, Спортивные близняшки,
Скромняги электронные, Да солнечные сонные. Воспитатель:
И вечером ложась в кровать, когда наступит срок.
Хотим, чтоб каждый мог сказать:
Дети: -Хороший был денёк!
Воспитатель: Я желаю вам , ребята, ценить время, не тратить его попусту, чтоб вы всегда могли сказать: «День у меня был сегодня замечательный!»