Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «Р» в слогах и словах со стечением согласных; характеристики звука «Р».
Способствовать развитию слухового восприятия, внимания как основы для фонематического слуха. Осуществлять поддержку при дифференциации на слух звука «Р» в словах. Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений артикуляционного уклада звука «Р».
Воспитывать звуковую культуру речи.
Создать условия для развития мелкой моторики.
Ребенок плавно и точно выполняет артикуляционные упражнения; правильно произносит звук «Р» изолированно, в словах и предложениях; определяет наличие звука в словах.
- Сегодня утром я получила письмо от Лунтика и его друзей. Он пишет, что хотел со своими друзьями поехать в зоопарк, но злой волшебник съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай, поможем Лунтику и его друзьям отыскать этот звук.
- Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю.
- Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (звук [Р]).
- Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Содержание ОД | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи |
Характеристика звука [р] -Какой, это звук? (р) -Правильно, это звук [р] какой он согласный или гласный?( согласный) -Твердый или мягкий?(Твердый) -Звонкий или глухой?(звонкий) | Характеристика звука [р] | Карточка, со звуком [р] | Создавать условия для подготовки фонематического слуха к автоматизации звука «Р» |
Уточнение артикуляционного уклада звука [Р]. - Давай вспомним, как правильно мы учились произносить звук [Р]. (Артикуляционный профиль звука [Р]) - Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты). - А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами). - Что делает горлышко? (поёт) - Какая воздушная струя? (сильная, тёплая) (Ребенок повторяет перед зеркалом.) - Правильно. Ротик свой мы открываем, Язычок приподнимаем, В бугорочки упираем, Краешки к зубам прижмём, Да и сильно дуть начнём. Язычок наш задрожит Никуда не убежит. Всем он так и говорит: «Эта сильная струя Дрожать заставила меня. Не от страха я дрожу, Лишь мотор свой завожу». | Уточнение артикуляционного уклада звука [Р]. | | Создавать условия для подготовки фонематического слуха к автоматизации звука «Р» |
Игра «Поймай звук» - Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р]. а) на уровне ряда звуков: Р, Н, Г, Р, З, Р, Р, В, Р, Д, Р б) на уровне ряда слогов: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО в) на уровне слов: арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот. | Игровое упражнение «Поймай звук» | Речевой образец; слог; звук; слово | Осуществлять поддержку при дифференциации на слух звука «Р» из ряда других звуков, слогов, слов Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «Р» в слогах и словах со стечением согласных |
Пальчиковая гимнастика Слон В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает. Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью. Пальчиковая гимнастика Из пальцев дружок, Ты сложи теремок. Вот это - ворота Вот это – замок Вот это – окошко Вот это – труба Все дикие звери, Скорее сюда. И лось здесь рогатый, И мишка лохматый, И ёжик колючий, Бельчонок прыгучий Здесь беленький зайчик, Здесь рыженький лис, И серый волчонок. И серая мышь! | Пальчиковая гимнастика | | Создать условия для развития мелкой моторики. |
Артикуляционная гимнастика. - Теперь, мы по тренируем наш язычек: «Сказка о Весёлом Язычке» Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку. Упражнение «Лягушка» Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам. Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал. Упражнение «Лошадка» Язычком пощёлкай громко - стук копыт услышишь звонкий. Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться. Упражнение «Качели» На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Упражнение «Фокус» А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать. Упражнение «Вкусное варенье» Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Упражнение «Чашечка» Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки. Упражнение «Чистим зубки» Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый. - Теперь наш язычок готов к работе. | Артикуляционная гимнастика | Опосредованные картинки | Содействие совершенствованию кинестетической основы артикуляторных движений и нормативного артикуляторного уклада звука «Р». |
Произношение изолированного звука. - Лунтик с друзьями собрался поехать в зоопарк на машине. Давай поможем им завести моторчик машины, чтобы доехать до зоопарка. (Звуковая дорожка на звук [Р]) - Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо: Р-Р-Р… - Молодец, правильно произносила звук [Р], пока Лунтик с друзьями едет в зоопарк, предлагаю немного отдохнуть. | Произношение изолированного звука. | Звуковая дорожка | Создать условия для произнесения звука [Р] |
Игра «Изменяй предложения». - Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они… Игра «Отгадай слово». - А сейчас я буду называть слова, в которых злой волшебник съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно. _ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан. - Молодец, мы нашли с тобой звук, теперь Лунтик с друзьями сможет в зоопарке посмотреть и прочесть названия всех животных. | Игровое упражнение «Изменяй предложения». Игровое упражнение «Угадай слово» | Речевой образец слога, картинка изображающая отгаданное слово | Осуществлять поддержку при дифференциации на слух звука «Р» из ряда других звуков, слогов, слов Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «Р» в слогах и словах со стечением согласных |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]). - Что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет. -Что для тебя было самое сложное? |