Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Дифференциация звуков Л-Р»
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков р, л»
Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»
Цель: автоматизировать звук[Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.
- развивать артикуляционную,мелкую и общую моторику;
-обогащение и расширение словарного запаса;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
-развивать плавный продолжительный выдох.
Коррекционно- воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?
Все жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла
А зовут её?..... (пчела).
- Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Клара. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из нее мед.
Она прилетела помогать тебе, учится правильно произносить звук [Р], [Л] и отличать их друг от друга, но для того, чтобы правильно произносить звуки [Р], [Л] давай с тобой вспомним правильное положение языка, рта, губ, зубов, при произношении этих звуков.
[Р] – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит.
[Л] – губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегкаразомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит, а пляшет.
2. Артикуляционная гимнастика.
-А теперь давай мы с тобой сделаем зарядку для язычка.
Наша пчелка Клара позвала своих друзей, давай поиграем с ними. Подуй на них, они полетают.
Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойди и встань поближе.
Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек»
Вдох-выдох (ребёнок дует на бабочек).
4. Автоматизация звука[Р], [Л] в слогах.
- Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.
ла-ра-ла ала-ара-ала ал – ар - ал
лу-ру-лу улу-уру-улу ул – ур - ул
лы-ры-лы лы-ры-лы ыл – ыр - ыл
ло-ро-ло оло-оро-оло ол – ор - ол
5. Автоматизация звука [Р], [Л] в словах.
- Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму. Не забывай четко и правильно произносить звук [Р], [Л].
Ла-ра-ла, вкусный мед несет… (пчела).
Лу-ру-лу, мы увидели… (пчелу).
Лы-ры-лы, испугались мы…(пчелы).
Ло- ро- ло, убежали … (далеко).
Ро-ло-ро – у орла огромное … (крыло).
Ры-лы-ры – шары всегда … (круглы).
Ар-ал-ар – папа прочитал … (журнал).
Ар-ал-ар – завтра праздник … (карнавал).
6. Зрительная гимнастика.
Наша пчелка хочет показать нам лужайку, где она живет давай посмотрим.
7. Формирование навыка звукового анализа.
- Как много цветов растет на лужайке. Клара летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать цветы. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Р] [Л].
- Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.
Вот и пчёлкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро хлопни, улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.Умница!
9. Игра «Где спрятался звук».
Клара принесла с собой мешок. Тут много игрушек, в названии которых, спрятался звук [Р][Л]. Нам нужно выбрать игрушки в которых есть звук [Р], [Л] и определить место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.
10. Развитие мелкой моторики.
- Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Клары. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).
- Молодец! Клара очень довольна.
11. Автоматизация звука [Р], [Л] в предложениях.
- Клара решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки, и где нужно вставь пропущенные слоги РА-ЛА, РУ-ЛУ, РЫ-ЛЫ, РО-ЛО.
Салат ел Варю.
Салазки везут Рому.
Пол упал на стул.
Лопатка взяла Влада.
Ладони вымыли Клару.
Кукла купила Марго.
РО-ЛО
У камина стоит т….н (ро)
На него сел с…н (ло)
РЫ-ЛЫ
Кусают больно кома…(ры)
Хоть и очень они мА… (лы)
РА-ЛА
В сказке фея жи…(ла)
Она была доб…(ра)
РУ-ЛУ
Искрится …чей (ру)
От солнечных … чей (лу)
12. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою цветочную лужайку. Какой звук мы учились правильно произносить? Какая игра тебе понравилась больше всего?