- закрепление правильного выполнения артикуляционных упражнений;
- формирование целенаправленной воздушной струи;
- закрепление правильного произнесения звука [р];
- развитие фонематического слуха;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных) ;
- развитие внимания, памяти, мелкой моторики;
- развитие общей моторики;
- воспитание бережного отношения к животным.
Оборудование: игрушка «Щенок», мячик для Су –Джок терапии, кукла би-ба-бо, бумажные листья с деревьев, магнитофон, диск с аудиозаписью («Весёлая логоритмика» Екатерина Железнова)
Материалы: предметная картинка с изображением трактора, игрушечный грузовик, набор картинок с изображением фруктов и овощей, набор картинок для выкладывания дорожки, картинки с изображением животных, картинки с изображением частей животных
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед. Сегодня к нам в гости пришёл маленький Щенок. Он учится рычать, и ты тоже учишься правильно произносить звук [р].
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Для начала нужно хорошо размять и подготовить наш язычок. Давай покажем щенку, с помощью собаки Жучки, какие упражнения для этого нужно сделать. (Ребёнок надевает на руку игрушку би-ба-бо – собаку Жучку, моделирует её язык, придавая необходимую форму, для данного упражнения, а затем выполняет упражнение сам) .
Логопед. Щенок очень любит играть в мячик. А ты хочешь поиграть с ним? Посмотри, какой у него необычный мяч. (Ребёнок выполняет упражнение с Су – Джок мячом, выполняя движения, соответствующие тексту) :
Я мячом круги катаю,
Взад – вперёд его катаю,
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.
Развитие целенаправленной воздушной струи.
Логопед. Наш щенок собрался погулять, и тебя зовёт с собой. Вышли мы на улицу, там поднялся сильный ветер, он дул так, что с деревьев начали облетать листья. Сначала ветер дул слабо, потом сильнее, потом ещё сильнее. (Упражнение: «Ветер, ветерок, ветрище». Ребёнок выполняет дутьё на листочек, изображая ветер разной интенсивности) .
Закрепление изолированного произношения.
Логопед. Пошёл щенок дальше, смотрит по дороге едет трактор и громко тарахтит. Покажи щенку, как тарахтит трактор (ребёнок произносит звук [р]) .
Развитие фонематического слуха.
Логопед. Пошёл наш щенок дальше, смотрит, стоит грузовик. Для того, чтобы он отправился в путь, в кузов необходимо загрузить только те овощи и фрукты, в названии которых слышится звук [р]. Давай поможем водителю. (Ребёнку предлагаются картинки, логопед проговаривает их, а он отбирает нужные и кладёт их в грузовик) .
Молодец, помог водителю! А теперь грузовику пора в путь, шофёр заводит мотор. Давай покажем щенку, как он это делает (ребёнок произносит [р]) .
Развитие памяти.
А наш щенок побежал дальше по дорожке, чтобы он не заблудился, помоги ему запомнить дорогу. Для этого запомни, мимо чего он пробегает. (Картинки выложены в виде дорожки, ребёнок называет их и запоминает: домик, ёлочка, грибок, дерево, цветочек) .
Оказался щенок в зоопарке и услышал громкое рычание (ребёнок произносит звук [р]) . Помоги определить, кто из животных так рычит (картинки: заяц, лев, олень, обезьяна).
Мимическая гимнастика.
Логопед. Ходит Щенок по зоопарку. Рассматривает диких животных. Увидел верблюда и удивился, увидел зайца – обрадовался, увидел, как ссорятся два тюленя – расстроился, посмотрел на обезьян и развеселился. (Ребёнок изображает эмоции) .
Динамическая пауза.
Упражнение «У жирафа пятна, пятна… » (Ребёнок выполняет движения под музыку) .
Образование притяжательных прилагательных.
Логопед. Пошёл Щенок дальше по зоопарку, смотрит все животные спрятались. Только и видно, то ухо чьё-то торчит, то хвост, то голова. Помоги щенку определить, чьи уши или хвост он видит. (Заячьи уши, лисий хвост, волчий хвост, обезьяний хвост, львиный хвост, слоновьи уши) .
Очень понравилось щенку в зоопарке, так что от радости он зарычал. Покажи, как он это сделал ([р]) . Но вот настала пора возвращаться домой. Помоги щенку вспомнить обратную дорогу (ребёнок вспоминает мимо чего надо пройти) .
III. Итог занятия.
Щенок вернулся домой, а наше занятие подошло к концу. Вспомни, какой звук мы сегодня учились произносить вместе со щенком. Произнеси его ещё раз правильно и чётко.