Просмотр содержимого документа
«Конспект игры-путешествия «В поисках Тихони, или Большое морское путешествие» с детьми 6–7 лет»
Развитое воображение – основа любой творческой деятельности, одно из условий успешного обучения в школе. Если в дошкольном возрасте оно развито слабо, то в процессе учебы могут возникнуть трудности. Как развить воображение у детей? Существует много приемов и способов. Один из них – игра-путешествие.
Воображение – высший познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека. На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода. Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и др., оно выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся у них знаний, способствует саморазвитию личности.
Наиболее успешно становление творческого воображения происходит в игровой деятельности, особенно когда созданы условия и предпосылки для того, чтобы дети начали сочинять, воображать. Например, в игре-путешествии дошкольникам предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию, что способствует развитию воображения, мотивирует к активному участию в развитии сюжета, обогащению игровых действий, стремлению овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, придумав для этого какой-либо необычный способ, что-то узнать, чему-то научиться. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Кроме того, она имеет сходство со сказкой, с ее чудесами. Все это близко ребенку и благотворно влияет на его развитие.
Рассмотрим подобную игру-путешествие «В поисках Тихони, или Большое морское путешествие», разработанную в дошкольном отделении «Полянка» ГБОУ гимназия № 1562 им. Артема Боровика (приложение).
Цель: развитие творческого воображения, социальной компетентности.
Задачи:
создание условий для развития внимания, воображения;
закрепление умения детей придумать образ и представлять себя в нем;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
развитие умения работать в группе;
развитие навыков вербального общения, умения прислушиваться к другим;
создание психологически комфортной атмосферы, формирование положительного отношения детей друг к другу.
Количество детей: 10.
Продолжительность: 30–35 мин.
Ведущий: педагог-психолог.
Приложение Конспект игры-путешествия «В поисках Тихони, или Большое морское путешествие» с детьми 6–7 лет
Материалы и оборудование:
макет корабля деревянный, длина 1,40 см, высота 50 см;
штурвал деревянный (радиус – 10 см);
карта острова (каждый педагог-психолог создает свою карту);
ракушка маленькая (Брава)– 1 шт.;
ракушка среднего размера (Тихоня) – 1 шт.;
воротнички моряков (гюйсы), бескозырки – по количеству детей;
картинки-тени и цветные картинки к упражнению «Найди пару»;
рисунок к упражнению «Что перепутал художник?»;
карточки для упражнения «Поляна внимания» – 4 шт.;
разноцветные кораблики, вырезанные из бумаги (желтые, красные, синие, зеленые) – по количеству детей;
стрелки – красная, синяя, желтая, фиолетовая;
прищепки;
коврики для релаксации желтого цвета – по количеству детей;
Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации (сборник «Звуки природы» – композиция «Спокойное море»), музыка из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» (реж. Д. Черкасский, композитор Г. Фиртич).
Ход игровой деятельности
Дети входят в зал и встают полукругом.
1. Ритуал приветствия
Цель: создание положительного эмоционального настроя, сплочение группы.
Слово ведущего: Добрый день, ребята! Рада всех вас видеть! Сегодня я предлагаю вам стать моряками и совершить большое морское путешествие! Согласны?.. А поможет нам превратиться в моряков волшебная ракушка (показывает ракушку). Она поднялась к нам с самого морского дна и поможет каждому из нас услышать свое имя. Меня зовут… (ведущий называет свои имя и отчество). А как зовут тебя?.. (Дети по очереди передают волшебную ракушку, называя при этом свое имя.) Так как мы теперь команда путешественников-моряков, то предлагаю каждому надеть матросские воротнички и бескозырки… (Далее детям предлагается встать в круг и взяться за руки.)
Другу руку мы даем, Дружно в круг мы все встаем. Будем улыбаться, И не огорчаться.
Ребята, в каждой команде есть свои правила общения. У нас будут следующие: говорить по-одному; когда один говорит – остальные внимательно слушают. Согласны с этим?.. Давайте вместе еще раз повторим правила, которым мы будем следовать…
2. Приглашение в путешествие
Цель: настрой на совместную игровую деятельность.
Слово ведущего: Сейчас я расскажу вам историю, которая случилась с ракушкой по имени Брава. Как вы думаете, что означает ее имя?.. Как оно произошло?.. Это имя произошло от слова «бравый», что значит «смелый», «решительный», «храбрый». А теперь послушайте ее историю…
Ракушка Брава
На дне глубокого синего океана жила-была одна ракушка. Звали ее Брава. Она хотела стать путешественницей, так как не любила лежать на одном месте. Ей хотелось увидеть мир, узнать о нем все. И была у нее подружка, звали ее Тихоня.
Вместе они мечтали отправиться куда-нибудь далеко-далеко, где другая природа, где живут совсем другие существа, отличные от тех, которых они видели каждый день.
– Но как же мы отправимся в путешествие, если не умеем ни ходить, ни плавать? – спросила Тихоня.
– Мы с тобой найдем попутчика, который умеет передвигаться, и попросим его отвезти нас подальше отсюда, – сказала Брава.
Тихоня с ней согласилась, тем более что для нее отправиться в путешествие было единственной мечтой. Решили две подружки приблизиться ближе к берегу. Ночью начался сильный шторм, и ракушек разбросало по острову, они потерялись…
Вот так Брава оказалась у нас. Ребята сможем мы помочь ракушке найти ее подругу?.. Тогда давайте отправимся в увлекательное морское путешествие и возьмем Браву с собой. В пути нас ждут интересные приключения и задания. Посмотрите, наш корабль «Дружба» стоит у берега (показывает на макет корабля).
3. Игра «Я беру с собой…»
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения ориентироваться в окружающем мире.
Слово ведущего: Прежде чем отправиться в путь, давайте подумаем, какие предметы нам понадобятся в морском путешествии и для чего?.. (Дети по очереди называют по одному предмету и определяют полезность каждого в путешествии.) Что еще нам поможет в пути?.. Верно – карта (разворачивает карту, дети садятся на ковер, чтобы ее изучить). Как вы думаете, по каким стрелкам мы пойдем?.. Карту мы возьмем с собой на корабль. А теперь дружно друг за другом по трапу поднимемся на корабль (дети идут по ребристой коррекционной дорожке). При этом каждый должен сказать «Я больше не (имя ребенка), я моряк… (имя ребенка)»… Что ж, отправляемся в путь... (Карту ведущий прикрепляет на мольберте, стоящем на корабле.)
Наш корабль быстроходный, По морским волнам плывет. Много новых приключений Всех ребят сегодня ждет…
4. Начало путешествия
Инструкция. На данном этапе команда занимает места на корабле. Выбирается рулевой, который встает к штурвалу (это может быть ребенок, первым сообразивший, почему ракушку зовут Брава). Под музыку дети машут проплывающим кораблям, дельфинам, островам. Здесь можно попросить их описать, что они видят, например: какой корабль, куда он плывет, пассажирский или грузовой, если грузовой – что перевозит, и т. п.
5. Игра «Пещера Теней» (стрелка синего цвета)
Цель: развитие восприятия и речи.
Слово ведущего: Ребята, на горизонте появился остров, к которому мы причалим. Но прежде давайте посмотрим по карте, куда на острове нам надо двигаться… Какая стрелка указывает направление?.. Верно – синяя. Первое испытание, которое нас ждет, – пещера Теней. Сходим на берег…
Инструкция. На столе, покрытом серой тканью, лежит конверт. Детям предлагается достать его содержимое.
Слово ведущего: Ребята, посмотрите на картинки, которые вы достали. С некоторых из них морской водой смыло краску, и они превратились в тени. (Теневые изображения морских животных из игры «Тени»: морской конек, морская звезда, черепаха и т. д.) Помогите найти каждой тени ее пару… (Дети отыскивают картинки, похожие друг на друга, объясняют свой выбор и прикрепляют пары на мольберт.)
6. Игра «Что перепутал художник» (стрелка красного цвета)
Цель: развитие внимания, наглядно-образного мышления, речи.
Слово ведущего: Путешествие продолжается, и впереди у нас второе испытание. Давайте-ка снова заглянем в карту… Как вы думаете, что нас ждет?.. По какой стрелке нам следует двигаться?.. Правильно – по красной. Эта стрелка привела нас к берегу Путаниц. (На столе, покрытом голубой тканью, лежит указка, на подставке для книг – картина.) Ребята, на этой картине художник все перепутал. Посмотрите внимательно и скажите, что он перепутал?.. Молодцы! И с этим испытанием вы справились! Впереди нас ждет дорога по желтой стрелке. Она приведет нас к поляне Внимания.
7. Игра «Поляна внимания» (стрелка желтого цвета)
Инструкция ведущего:
Наше следующее испытание – Это поляна Внимания. На картинки мы посмотрим, И движения запомним: Камни – дружно приседаем, Стрелка – руки поднимаем, По следам – шагаем смело, По волнам – плывем умело.
(Чтение стихотворения ведущий сопровождает показом картинок-символов. Далее он показывает только картинку, дети – соответствующее ей движение.)
Молодцы! И это испытание вам оказалось по плечу! Ну что, продолжим наше путешествие?..
8. Игра «Гора препятствий» (стрелка зеленого цвета)
Цель: развитие творческого мышления и ориентировки в пространстве.
Слово ведущего: Путешественники, в каком направлении мы с вами еще не двигались?.. Посмотрите на карту… Какой стрелкой оно обозначено?.. Правильно – зеленой. Куда она нас привела?.. Верно – к горе. (На полу перед детьми разложены веревочки.) Она очень высокая и крутая. Что поможет нам подняться на нее?.. А как перебраться через нее?.. Да, в этом нам помогут веревочки. Подумайте, как можно с их помощью перебраться на другую сторону острова?..
9. Упражнение на релаксацию
Слово ведущего: Мы немного устали во время нашего путешествия и сейчас отдохнем. (Детям предлагается снять бескозырки, положить их на стулья, взять коврики и встать в круг, а затем лечь.)
Я на коврике лежу Прямо в потолок гляжу. Лежат ровно пяточки, Плечи и лопаточки. Спина ровная, прямая А могла бы быть кривая.
Закройте глаза. Вокруг спокойно и тихо. Вам хорошо и приятно. Прислушайтесь к своему дыханию… Дышите ровно и спокойно… Представьте, что вы находитесь на берегу моря… Вода теплая, ласковая, прозрачная… В воде мы видим подводных жителей: красивые водоросли, большую морскую черепаху, радостных и добродушных дельфинов… Песок греет ваши руки и ноги. Вы чувствуете теплые лучи солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Медленно вдохните и выдохните (2–3 раза, затем пауза). Медленно, спокойно поднимайтесь… потянитесь… повернитесь на бок… встаньте на колени… а затем на ноги…
11. Поиски Тихони
Слово ведущего: На карте у нас осталась последняя стрелка – фиолетового цвета. Она-то нас и приведет к Тихоне… (Дети находят Тихоню. Открыв ракушку, дети находят разноцветные кораблики.) Мы помогли Браве найти ее подругу. Теперь они никогда не будут расставаться и будут всегда вместе.
(После того как дети находят Тихоню, Брава благодарит их за помощь, просит принять подарки и взять с собой на корабль.) Ребята, посмотрите какие разные кораблики лежат здесь. Их подарила нам Тихоня. Возьмите кораблик того цвета, который соответствует вашему настроению. Подойдите к нашему большому кораблю и прикрепите свой кораблик-настроение на него. (На большом корабле прикреплена веревочка, и дети с помощью маленьких прищепок прикрепляют свой маленький кораблик на веревочку корабля.)
10. Ритуал выхода из сказки
Слово ведущего: Наш корабль отправляется. Команде занять свои места. (Звучит песня из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».) Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. (Детям предлагается снять воротнички, бескозырки, спуститься по трапу корабля и произнести: «Я больше не моряк, я… (имя)».
Вопросы для обсуждения:
Где мы сегодня с вами побывали?
Какие правила соблюдали во время путешествия? Всем ли удалось их выполнить? Что было трудным?
Зачем мы поплыли на остров? Какие испытания нам пришлось преодолеть?
Что нам помогло справиться с испытаниями? (Дружба, команда, смекалка, наблюдательность, воображение.)